Минэнерго отказалось от проекта дифференциации тарифа ФСК

Минэнерго отказалось от дальнейшей разработки законопроекта о дифференциации тарифа «Федеральной сетевой компании» (ФСК, входит в «Россети») – механизма, при котором крупная промышленность доплачивала бы за прочих потребителей, передал «Коммерсант» 2 февраля. В случае принятия тариф магистральных сетей вырос бы на 50% за семь лет, что не устраивало крупных потребителей. Теперь Минэнерго собирается заново взяться за решение «вечной проблемы» перекрёстного субсидирования в электроэнергетике.

Глава Минэнерго Николай Шульгинов попросил Белый дом «на текущий момент приостановить работу в правительстве над законопроектом» о дифференциации тарифа ФСК, утверждают собеседники издания, знакомые с обсуждением вопроса. Документ был внесен в правительство ещё в сентябре 2019 года, но из-за сопротивления со стороны крупной промышленности и критики профильных регуляторов не был принят.

Тема дифференциации единого тарифа ФСК обсуждается с 2017 года, её инициаторами выступали Минэнерго (тогда его возглавлял Александр Новак, ныне вице-премьер по ТЭК) и «Россети». Идея состояла в том, чтобы повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключенной к магистральным сетям, на 50% за семь лет. Сейчас магистральный сетевой тариф – около 0,362 рубля за 1 кВт*ч. Тариф для распредсетей гораздо выше (1,914 рубля за 1 кВт*ч), и крупная промышленность, чтобы снизить расходы, предпочитает подключаться к магистральным сетям напрямую. Таким образом, дифференциация тарифа ФСК должна была поднять цену электроэнергии для крупных предприятий и понизить тарифы для остальных.

По оценкам крупного энергоёмкого бизнеса, последовательно критиковавшего инициативу, механизм привёл бы к изъятию из инвестиционного оборота около 60 млрд рублей, а среднее увеличение цены по рынку составило бы 26,6%.

В Минэнерго подтвердили отзыв законопроекта. Как пояснил сам г-н Шульгинов, предложение об отзыве законопроекта наравне с вопросом резерва сетевой мощности находилось в числе приоритетных задач с первых дней его работы в должности министра энергетики. По его словам, в 2020 году появились два важных фактора, которые потребовали пересмотра предложений Минэнерго: изменения в экономике, вызванные пандемией (дифференциация послужит дополнительной нагрузкой для энергоёмких предприятий), и возможность введения углеродного сбора в ЕС для продукции российских компаний, что ещё больше усугубит ситуацию.

Дифференциация тарифа ФСК, по заявлениям правительства, должна была стать одним из шагов по снижению перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, объём которого пока только растёт. В частности, тарифы населения до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, за них де-факто платят мелкие и средние («прочие») и крупные потребители. По оценке «Совета рынка», в 2012 году объём перекрёстного субсидирования составлял 220 млрд рублей, в 2017-м – 368 млрд, в 2019-м – более 400 млрд. Власти обсуждали ещё несколько способов снижения перекрёстки, в том числе введение резерва сетевой мощности и соцнормы потребления для населения. Последняя идея была отклонена правительством из-за возможного роста социальной напряженности.

Николай Шульгинов заявил «Коммерсанту», что конкретные меры по снижению перекрёстного субсидирования пока прорабатываются, предлагается «сформировать прозрачный механизм расчёта и распределения перекрёстного субсидирования исходя из текущих условий».

В «Россетях» от комментариев отказались, в Минэкономики не ответили. В ФАС сообщили, что до настоящего времени в службу не поступала информация об отзыве законопроекта. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв заметил, что наметившийся после недавних кадровых назначений «отказ от наиболее одиозных инициатив обнадёживает».

По мнению Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», проект закона по дифференциации тарифа ФСК изначально выглядел не вполне рыночным, закрепляя статус-кво, при котором крупные потребители снижают бремя обслуживания распредсетей, хотя не пользуются их услугами. Так как законопроект не предполагал дополнительных доходов для «Россетей», а лишь перераспределял тарифную нагрузку между группами потребителей, отказ от этой инициативы никак не отразится на финансовом состоянии «Россетей», считает аналитик.

Коммерсант