МЭР предлагает передать регионам полномочия по дифференциации тарифа ФСК

Минэкономразвития (МЭР) хочет переложить на регионы ответственность за введение спорного механизма дифференциации тарифа «Федеральной сетевой компании» (ФСК), передал «Коммерсант» 8 декабря. Регионы должны определять сроки и темпы роста тарифа для крупного бизнеса, считают в министерстве. По его планам, реформа начнётся в 2021 году, нагрузка на бизнес вырастет на 44 млрд рублей. ФАС выступает резко против передачи тарифных полномочий в регионы, а юристы и источники газеты в отрасли считают задачу трудновыполнимой.

МЭР предложило передать регионам полномочия по установлению тарифов ФСК, следует из письма министра Максима Решетникова первому вице-премьеру Андрею Белоусову о последствиях дифференциации тарифа ФСК (документ есть у издания): «Основные эффекты от действия предложений формируются в ограниченном перечне регионов, соответственно, такие регионы смогут лучше оценить эффекты для своих экономик и принять соответствующее решение».

Механизм дифференциации тарифа ФСК предполагает, что плата за передачу электроэнергии для клиентов магистральных сетей будет расти, а для распределительных сетей – падать. Сейчас тариф ФСК устанавливает ФАС, во всех регионах платёж одинаковый, кроме Северного Кавказа. Регионы устанавливают только тарифы в распредсетях.

Дискуссия вокруг механизма идёт не первый месяц: в сентябре вице-премьер Юрий Борисов поручил профильным ведомствам заново оценить влияние реформы на экономику. Минпромторг в обновлённой позиции назвал реформу «концептуально целесообразной», а Минстрой предупредил о росте тарифа ФСК вдвое. МЭР по-прежнему настаивает на запуске реформы с 2021 года: тариф ФСК должен расти на 8,8 млрд рублей в год, увеличившись до 44 млрд к 2025 году. Конечные тарифы для крупного бизнеса увеличатся до 3,42 рубля за 1 кВт/ч (+10,7%), для потребителей распредсетей снизятся до 5,04 рубля за 1 кВт/ч (-1,7%) в ценах 2025 года.

Энергоёмкий бизнес направил свои отзывы на доклад Минэкономики Андрею Белоусову (письма «Сообщества потребителей энергии», Алюминиевой ассоциации и «Русской стали» есть). Организации указывают на ошибки: так, Минэкономики пишет, что доля затрат на электроэнергию в цветной металлургии равна 7%, хотя на практике это до 30%. Ассоциации жалуются, что МЭР не обсуждало с ними расчёты вопреки поручению правительства. В министерстве заявили, что обсуждения с промышленностью «велись неоднократно».

По оценкам партнёра Vygon Consulting Алексея Жихарева, наибольшее влияние реформа окажет на нефтегазовый и металлургический секторы, а также на РЖД и «Транснефть». Затраты отдельных энергоёмких потребителей вырастут не менее чем на 18%, а клиенты распредсетей, скорее всего, почти ничего не заметят: конечная цена для них снизится в пределах 2%.

ФАС отрицательно относится к идее передать регулирование тарифа регионам, заявил заместитель главы службы Виталий Королёв. Там в целом не поддерживают реформу: тариф для бизнеса резко вырастет, и промышленность начнёт уходить на собственную генерацию. Вероятность ухода потребителей на собственные блок-станции в среднем по РФ составляет 43%, в том числе на уровне высокого напряжения – 89%, сказал г-н Королёв со ссылкой на данные «Совета рынка». В Минэнерго и «Россетях» комментариев не дали.

Выполнить предложение Минэкономики практически невозможно: ФСК обеспечивает межрегиональный переток энергии, и региональному регулятору придётся влезать в компетенцию соседнего субъекта, говорит партнёр Vegas Lex Евгений Родин. «Вероятно, регионам предлагается самостоятельно определять, какой объём перекрёстного субсидирования распределить на крупных потребителей ФСК. С одной стороны, это разумно: на местах проще прийти к консенсусу между промышленниками и региональными властями», – считает юрист. С другой стороны, отмечает он, это откроет потенциал для злоупотреблений, как в случае распределения перекрёстного субсидирования между уровнями напряжения, с которым сейчас активно борется ФАС.

Коммерсант