Один из вариантов покрытия расходов «Россетей» при «расшивке» БАМа и Транссиба – рост сетевого тарифа на 0,2-0,6%

За электросетевую инфраструктуру второй очереди расширения БАМа и Транссиба предложили заплатить всей промышленности, передал «Коммерсант» 5 октября. Для этого Минэнерго предлагает с июля 2021 по 2025 год поднимать тарифы для потребителей «Федеральной сетевой компании» (ФСК, управляет магистральными сетями) дополнительно на 0,6% в год, для распределительных сетей – на 0,2% в год. По оценкам аналитиков, нагрузка на оптовый рынок может вырасти совокупно на 40 млрд рублей. Участники рынка возмущены и просят переложить расходы на бенефициаров программы расширения Восточного полигона – прежде всего угольщиков. Альтернативный вариант – бюджетная субсидия на 134 млрд рублей, но шансы на её получение малы.

Министр энергетики Александр Новак предложил финансировать строительство энергетической инфраструктуры для второго этапа расширения провозной способности Восточного полигона железных дорог до 182 млн тонн к 2024 году из инвестпрограммы «Россетей». Это следует из протокола совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова от 25 сентября (есть у издания). А чтобы собрать на это средства, министерство предлагает с 1 июня 2021 года дополнительно поднять тариф на передачу энергии для прямых потребителей ФСК (принадлежит «Россетям») на 0,6% в год. А для не относящихся к населению потребителей распредсетей, чтобы компенсировать рост тарифа ФСК, – на 0,2% в год. По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», суммарно за 2021–2025 годы рост сетевого тарифа может увеличить нагрузку на рынок на 40 млрд рублей.

Минэкономики и ФАС поручено до 15 октября проанализировать возможность введения такой целевой надбавки до 2025 года включительно. В Минэкономики не ответили, в ФАС сообщили, что служба проводит анализ. В Минэнерго и секретариате г-на Белоусова предложение не комментировали. В «Россетях» сообщили, что не будут комментировать варианты источников финансирования мероприятий до окончательного решения регуляторов.

Источник на рынке сообщил, что вариант, предполагающий рост тарифа, не рассматривался «Россетями» как приоритетный. Но он не приведёт к существенному ухудшению финансового положения компании, долговая нагрузка главного исполнителя мероприятий – ФСК – останется низкой, не превысив 2,9–3,0 долг/EBITDA. Но этого не хватит для того, чтобы полностью профинансировать стройку. Стоимость строительства новых подстанций и магистральных сетей оценивается в 184,73 млрд руб. «Россети» запросили у правительства бюджетную субсидию на 134 млрд рублей. Но как говорят несколько собеседников газеты, хотя ответ правительства ещё не получен, шансы на выделение субсидии крайне малы. Как отмечает источник, ФСК может занять деньги на рынке. По оценке Владимира Скляра, долг компании может вырасти ещё на 230 млрд рублей при условии сохранения уровня долг/EBITDA не выше 3. Долг ФСК на конец 2019 года – 176,8 млрд рублей или 1,3 EBITDA.

Вопрос внешнего энергоснабжения БАМа также обсуждался на заседании рабочей группы Госсовета 22 сентября, где отмечалось, что ведомства совместно с РЖД и «Россетями» подготовили перечень объектов электросетевого хозяйства для тяговых подстанций второго этапа. Источники финансирования этих мероприятий не определены, говорилось в протоколе заседания.

О необходимости синхронизации строительства подстанций и железнодорожной инфраструктуры на заседании говорил первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов, рассказывает источник «Коммерсанта». Г-н Михайлов, в частности, сообщил, что 7 сентября в монополию поступало от «Россетей» письмо, в котором предлагалось сдвинуть сроки окончания работ по целому ряду объектов внешнего электросетевого комплекса второй очереди на 2026–2027 годы. При этом, по приводившимся в выступлении данным со ссылкой на заключение института «Трансэлектропроект», по второй очереди есть потребность в электрической мощности на 2025 год в объёме 825 МВт, в том числе 525 МВт на участке Тайшет – Лена – Таксимо БАМа и 300 МВт на участке Петровский завод – Карымская – Архара Транссиба. В РЖД комментариев не дали. Источник, знакомый с ситуацией, говорит: Минэнерго заверило, что сдвигов по объектам «Россетей» не будет.

В «Сообществе потребителей энергии» считают, что поскольку магистраль расширяется преимущественно ради увеличения угольного экспорта частных компаний, которое между тем не гарантировано, было бы логично «распределить большую часть финансовой нагрузки на бенефициаров, а не размазывать ровным слоем на всю страну».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров соглашается, что из всего спектра доступных решений выбрано самое спорное с точки зрения общественного восприятия и справедливости разделения затрат. Хотя расширение Восточного полигона – стратегически важный государственный проект, говорит он, у него есть конкретные выгодоприобретатели. Гораздо более правильным, полагает эксперт, было бы профинансировать строительство энергообъектов через прямые субсидии, возместив их за счёт выгодоприобретателей. Более того, такое решение создаст неприятный прецедент в контексте грядущего роста инвестпрограммы РЖД: промпотребителям могут предложить заплатить за электрификацию ВСМ или Южного кластера, которые к ним вообще не имеют никакого отношения, полагает г-н Бурмистров.

Коммерсант