«Россети» просят из бюджета на Восточный полигон РЖД 134 млрд рублей, другой вариант – отказ от дивидендов

«Россети» запросили у правительства бюджетную субсидию на электрификацию БАМа и Транссиба. Общая стоимость строительства новых подстанций и магистральных сетей оценивается в 184,73 млрд рублей, из них субсидия может составить 134 млрд рублей, сообщил «Коммерсант» 19 августа. Эти средства сейчас отсутствуют в инвестпрограмме «Федеральной сетевой компании» (ФСК, подконтрольна «Россетям»): без субсидии текущие тарифы не позволят проекту окупиться. Другие варианты финансирования предусматривают рост сетевого тарифа ФСК на 13% или отказ от выплаты дивидендов вкупе с увеличением долговой нагрузки.

ФСК направила в Минэнерго заявку на выделение субсидии из федерального бюджета в 134,2 млрд рублей на второй этап электрификации БАМа и Трассиба, следует из материалов «Россетей» к заседанию рабочих групп Госсовета «Энергетика» и «Транспорт» 14 августа. Компании из бюджета потребуется 47,5 млрд рублей в 2021 году, 67,1 млрд рублей в 2022 году, 19,7 млрд рублей в 2023 году.

Общая стоимость проекта оценивается в 184,73 млрд рублей, и помимо субсидии ФСК планирует направить на него собственные и кредитные средства. Без субсидии, следует из расчётов «Россетей», при действующем тарифном регулировании окупаемость проекта уйдёт далеко за 30 лет, внутренняя норма доходности составит 5,3%, а NPV (при ставке дисконтирования в 9,2%) будет отрицательным – минус 74,7 млрд рублей.

Модернизация инфраструктуры БАМа и Транссиба необходима для вывоза российских грузов на прибыльные экспортные рынки стран АТР. В рамках второго этапа планируется увеличение пропускной способности к 2024 году до 180 млн тонн.

Как именно будет обеспечено энергоснабжение второго этапа, не решено. Минэнерго рассматривает четыре варианта, в том числе базовый – строительство Мокской ГЭС на 1,2 ГВт на Витиме, а также альтернативный – строительство газовой ТЭС «Пеледуй» на 456 МВт стоимостью 49,9 млрд рублей, угольной Нерюнгринской ГРЭС на 215 МВт за 36,6 млрд рублей и угольной Новой ТЭС в районе порта Ванино на 260 МВт стоимостью 44,2 млрд рублей. «Россети» оценивали стоимость ЛЭП именно для альтернативного варианта.

Помимо субсидий ФСК рассматривает ещё несколько сценариев.

Первый – финансирование за счёт заемных средств, что приведёт к росту показателя долг/EBITDA с текущих 1,7х до 3,45х, а общего долга – в 2,3 раза, до 544,6 млрд рублей. Второй – финансирование как из собственных, так и заёмных средств, что потребует роста тарифа на передачу для всех потребителей на 12–13%. Третий вариант – привлечение кредитов при отказе от дивидендных выплат, что, однако, снизит капитализацию компании. И наконец, последний вариант – финансирование из заёмных источников до достижения уровня долг/EBITDA 2,8х, остальное – бюджетная субсидия (71 млрд рублей).

В Минэнерго лишь пояснили, что вопрос прорабатывается. В РЖД сообщили, что приведённые в презентации «Россетей» цифры – предварительная оценка: «В ближайшее время планируется дальнейшее обсуждение проекта на уровне регуляторов». В «Россетях» сообщили, что провели расчёты стоимости работ в части внешнего электроснабжения, сейчас совместно с регуляторами рассматриваются несколько вариантов финансирования, допэмиссии в их числе нет. В компании добавили, что мероприятия по внешнему электроснабжению первого этапа расширения БАМа и Транссиба (до 130 млн тонн в год, т. н. БАМ-1) учтены в инвестпрограмме компании и выполняются строго по графику.

Как отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», инвестпрограмма ФСК – это баланс между предельным уровнем роста тарифа монополии и необходимостью расшивать узкие места системы и обновлять изношенные основные фонды. Проекты такого размера, как электроснабжение БАМа, можно вписать в инвестпрограмму за счёт или урезания трат по остальным проектам, или резкого роста тарифа. Проект БАМа предусматривает создание инфраструктуры для будущего роста при отсутствии сиюминутного спроса, а значит потребителей, которые могли бы взять бремя оплаты экономически обоснованного тарифа, отмечает г-н Скляр: в этих условиях финансирование государством – естественный выбор.

Коммерсант