«Русал» оценил свои расходы на оплату сетевых резервов к 2025 году в 3,35 млрд рублей

«Сообщество потребителей энергии» (СПЭ) оценил дополнительные расходы крупнейших промпредприятий в связи с планирующимся переходом к оплате сетевых резервов. Информация представлена в письме СПЭ от 6 августа, направленном вице-премьеру Юрию Борисову. С текстом документа ознакомились «Ведомости», материал об этом опубликован 12 августа.

 

В документе говорится, что новый платёж приведёт к росту финансовой нагрузки на промышленный сектор. В частности, для Магнитогорского меткомбината прирост платежей за услуги по передаче энергии к 2025 году составит 2,13 млрд рублей, «Русала» – 3,35 млрд рублей, «Северстали» – 2,9 млрд рублей, затраты «Газпрома» вырастут на 4 млрд рублей в год, «Новатэка» – 1 млрд рублей ежегодно. При этом бюджет недополучит часть налога на прибыль (до 76 млрд рублей в год с учётом планируемой дифференциации тарифов ФСК), считают в СПЭ. В «Русалу» подтвердили приведенные в письме расчёты по размеру платежей. Другие промышленные и нефтегазовые компании не ответили на запросы.

Сторонником подхода «бери или плати» выступает Минэнерго. Министерство обращает внимание на то, что потребители на этапе подключения заявляют лишние объёмы сетевой мощности, которые затем не используют. По данным Минэнерго, в 2010-2016 годах по заявкам потребителей ввели 65 ГВт сетевой мощности, из которой востребовано лишь 12%. Общий невостребованный резерв в стране ведомство оценивает в 60% всех мощностей. При этом издержки по строительству и обслуживанию инфраструктуры – линий электропередачи и подстанций –полностью ложатся на сетевую компанию, а впоследствии закладываются в тариф на передачу электроэнергии. Поэтому Минэнерго предлагает поэтапно вводить плату за резерв сетевой мощности: с 10% от заявленной предприятием мощности в 2021 году до 60% с 2024 года, речи об оплате 100% резерва не идёт.

Минэнерго на общем фоне особо выделяет те промпредприятия, которые, имея большой резерв подключенной мощности, построили собственные резервные источники питания (суммарная мощность по стране 11 ГВт). При одинаковом потреблении электроэнергии из сети такие предприятия будут платить за неиспользуемый резерв мощности больше, чем те, кто не имеет собственной генерации. Для глиноземных предприятий «Русала», имеющих собственную генерацию на территории заводов, риск увеличения платежей в случае принятия постановления неизбежен, говорит представитель алюминиевого холдинга. По его словам, постановление в нынешнем виде фактически приравнивает заводы с собственной генерацией к производителям энергии, работающим на розничном рынке, и обязывает оплачивать передачу электричества внутри предприятия.

В Минэнерго считают, что подход «бери или плати» будет стимулировать потребителей отказываться от невостребованной сетевой мощности. Это позволит не строить новую инфраструктуру, снизить издержки сетевиков и, как следствие, тарифы. У потребителя будет несколько вариантов оптимизации новых расходов, включая снижение величины заявленной максимальной мощности и её перераспределение в пользу других потребителей (невостребованную мощность можно будет продать), заявили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства.

В «Россетях» добавили, что загрузка центров питания компании составляет 30-40%, а оплата резерва предлагается только при ежемесячном потреблении предприятием менее 60% от заявленной мощности. Реальная загрузка подстанций дочерних структур «Россетей» составляет 51-54% и более, а не 35%, возражают в СПЭ. Разработанный Минэнерго проект постановления правительства о введении платы за резерв сетевой мощности обсуждается уже несколько лет. Но вопрос заморозили на уровне правительства. Дискуссии между энергетиками и промышленным лобби возобновились с начала 2020 года после смены кабинета министров. Последнее совещание на уровне профильного вице-премьера с участием бизнеса было в феврале, говорит собеседник газеты на энергорынке.

Представитель Юрия Борисова сказал «Ведомостям», что правительство поручало профильным министерствам и ведомствам дополнительно просчитать макроэкономические последствия введения резерва сетевой мощности. Позиция г-на Борисова будет сформирована после того, как эти расчёты будут получены, добавил он. В проработке темы, по словам источника, помимо Минэнерго участвовали Минэкономразвития, Минпромторг, Минстрой и ФАС.

Источник: Ведомости