Дифференциацию тарифа ФСК одобрили у вице-премьера Григоренко, отправили Мишустину

Правительство решило не отказываться от критикуемого энергоёмкой промышленностью механизма дифференциации тарифа «Федеральной сетевой компании» (ФСК, входит в «Россети»), повышающего цены для крупного бизнеса. По данным «Коммерсанта», на неделе законопроект могут вынести на рассмотрение премьера Михаила Мишустина, после чего направят в Госдуму. Если документ без препятствий пройдёт осеннюю сессию, то дифференциация тарифа может начать действовать уже в 2021 году. По данным издания, тариф предлагается увеличить вдвое за пять лет. Но крупный бизнес продолжает настаивать на полном отказе от этой идеи.

Правительство ускорило продвижение инициативы Минэнерго и «Россетей» о дифференциации единого сейчас тарифа ФСК. По данным «Коммерсанта», на совещании у главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко 18 июля законопроект в целом поддержали, на неделе, предположительно 23 июля, вопрос рассмотрят у Михаила Мишустина, после чего документ может быть отправлен на рассмотрение Госдумы уже в осеннюю сессию. На совещании, как утверждают источники, было принято решение поднять тариф ФСК на 100% за пять лет.

Сейчас в тариф ФСК не включается перекрёстное субсидирование (компенсация сниженных тарифов для населения, её объём оценивается в 238 млрд рублей в 2020 году). Из-за этого тариф ФСК на передачу электроэнергии составляет 0,36 рубля за 1 кВт/ч, что в четыре раза ниже тарифа распредсетей на высоком уровне напряжения и в девять – на низком.

Минэнерго хочет сократить этот разрыв, постепенно повышая тариф ФСК и снижая его для потребителей распредсетей. Но у крупной промышленности, на которую приходится до 50% от всего объёма потребления в стране, такая инициатива вызывает активное сопротивление.

Дискуссии в правительстве тянутся уже больше двух лет, за это время инициатива из-за претензий бизнеса постоянно откатывалась на доработку. Это, впрочем, не помешало ей в январе получить одобрение правкомиссии по законопроектной деятельности. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что на текущий момент остается неизвестным механизм передачи дополнительных доходов от ФСК в распредсети для пропорционального снижения их тарифов. «Будет ли это безвозмездной передачей средств или оформлено в какой-то более сложный механизм, а также будет ли передача средств синхронизирована с переходным периодом – вопросы, ответы на которые волнуют инвесторов в сетевой комплекс», – замечает он.

В Минэнерго, Минэкономики, ФАС и «Россетях» итоги совещания не комментировали, в аппарате премьера сообщили, что вопрос пока не включён в повестку, но она ещё не сформирована полностью. В комитете Госдумы по энергетике заявили, что ждут внесения документа. 15 июля глава комитета Павел Завальный сказал, что «хотя и поддерживает» реформу электросетей, но считает введение дифференциации тарифа ФСК и оплаты сетевого резерва «ущербными», поскольку они «дают эффект только в краткосрочном периоде».


Крупный бизнес продолжает сопротивляться дифференциации тарифа. Так, «Сообщество потребителей энергии» направило вице-премьеру Юрию Борисову письмо с просьбой поручить Минэнерго отказаться от разработки законопроекта (письмо от 16 июля есть у «Коммерсанта»). Директор ассоциации Василий Киселёв отмечает, что польза от его принятия для малого и среднего бизнеса будет незначительной: доля платежей за электроэнергию в себестоимости их товаров снизится лишь в пределах 1%.

Глава РСПП Александр Шохин в письме Юрию Борисову от 20 июля (есть у издания) также просит приостановить работу над законопроектом, принимая во внимание «необходимость стабилизации экономической ситуации и запуска нового инвестиционного цикла». Глава «Русала» (потребляет 27% выработки в Сибири и до 7% выработки РФ) Евгений Никитин в письме вице-премьеру Юрию Борисову от 17 июля отмечает, что в случае принятия законопроекта дополнительные расходы «Русала» в 2021–2023 годах составят 12 млрд рублей. А за десять лет, пишет он, алюминиевая промышленность за передачу энергии переплатит около 54,2 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью достройки Тайшетского алюминиевого завода.

Коммерсант