МЭР оценил дифференциацию тарифа ФСК в 42 млрд рублей для промпотребителей и поддержал её
После короткого перерыва на карантин правительство вновь вернулось к обсуждению перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе. По данным «Коммерсанта», Минэкономразвития (МЭР), несмотря на жёсткое сопротивление бизнеса, поддержало повышение тарифа ФСК в течение пяти лет. По оценкам министерства, хотя нагрузка на крупных потребителей вырастет на 42 млрд рублей в год, экономия для малого и среднего бизнеса будет выше. Но крупная промышленность указывает на «фактологические» ошибки в расчётах и просит учесть экономические последствия коронавируса.
МЭР решило в целом поддержать механизм дифференциации тарифа ФСК по итогам совещаний с профильными ведомствами, «Россетями» и представителями бизнеса, следует из письма главы ведомства Максима Решетникова вице-премьеру Юрию Борисову (есть у газеты, его отправку подтвердили в МЭР). По мнению министерства, реформу нужно продлить с трёх до пяти лет, а потребителям, имеющим договор на присоединение к сетям ФСК, дать льготный период на семь лет. При этом необходимо предусмотреть механизмы, обеспечивающие снижение тарифа для клиентов распределительных сетей.
Дифференциация тарифа ФСК предлагается для более равномерного распределения перекрёстного субсидирования в сетях (его годовой объём оценивается в 234,8 млрд рублей). Тариф ФСК для крупного бизнеса постепенно вырастет, а тариф распределительных сетей должен снизиться. По оценкам МЭР, в результате реформы тарифная нагрузка на прямых потребителей ФСК вырастет на 42 млрд рублей в год. Конечные тарифы для крупного бизнеса в среднем по стране увеличатся на 9,2%, а для потребителей распределительного сетевого комплекса снизятся на 1,7%.
Положительный эффект на отдельные показатели малых и средних предприятий «будет выше относительных потерь крупных предприятий», пишет г-н Решетников. Потери крупного бизнеса в части финансового результата составят 0,3%, объём инвестиций в основной капитал практически не изменится, а оптимизация численности сотрудников составит до 4,1 тыс. человек. При этом финансовый результат малого и среднего бизнеса может увеличиться на 1%, инвестиции в основной капитал – на 0,42%, а численность сотрудников – на 7,2 тыс. человек. Расходы бюджетных потребителей на оплату электроэнергии в совокупности сократятся на 1,3 млрд рублей.
В Минэнерго сообщили, что не получали расчёты МЭР. Министерство по-прежнему выступает за проведение реформы в течение трёх лет, но готово обсуждать и продление действия механизма на пятилетний срок. В ФАС и «Россетях» комментариев не дали. Вопрос дифференциации тарифа, по данным издания, вынесен на совещание в правительстве на уровне министров и вице-премьеров 18 июля.
Резко против дифференциации тарифа ФСК выступает энергоёмкий бизнес, угрожая сворачиванием инвестпроектов и переходом на собственную генерацию из-за резкого роста расходов. МЭР не обсуждало с бизнесом окончательные расчёты по росту тарифа, говорят собеседники «Коммерсанта». Источник в РСПП добавляет, что ведомство при оценке последствий не учитывало экономический кризис на фоне коронавируса и снижение цен на основную продукцию крупных потребителей.
«Доклад Минэкономики не отражает позицию бизнеса и, кроме того, содержит фактологические ошибки в расчётах последствий: промышленность уже несёт около двух третей всей «перекрёстки», – заявили в «Сообществе потребителей энергии». Предложение нарастить финансовую нагрузку приведёт к «тяжёлым, подчас необратимым» последствиям для энергоёмких предприятий, считают в ассоциации.