Кабмин переоценит рост тарифа ФСК, плату за сетевые резервы будут вводить с 2021 года
После смены правительства принятие решения о дифференциации единого тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) снова рискует затянуться, передал «Коммерсант» 11 февраля. Вице-премьер Юрий Борисов, который теперь курирует и электроэнергетику, поручил профильным министерствам до конца февраля заново оценить влияние роста тарифа ФСК на экономику. Но при этом г-н Борисов поддержал инициативу «Россетей» и Минэнерго по введению сетевого резерва, но сдвинув её на год, до 2021 года.
Новый куратор электроэнергетики в правительстве вице-премьер Юрий Борисов поручил вновь оценить последствия дифференциации единого тарифа ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными электросетями). Этот вопрос уже был принципиально одобрен Дмитрием Козаком, который не вошёл в новый состав правительства, уйдя в администрацию президента.
По итогам совещания в правительстве 10 февраля Юрий Борисов дал поручение создать рабочую группу под руководством Минэкономики и ФАС и до 1 марта оценить влияние дифференциации тарифа на экономику, сообщили источники «Коммерсанта» и подтвердили в Минэнерго.
Как говорят собеседники газеты, на совещании законопроект подвергся бурной критике со стороны промышленности – «Русала», НЛМК, «Металлоинвеста», – а также ФАС и Минэкономики. В аппарате Юрия Борисова от комментариев отказались, сославшись на закрытый характер совещания.
Дифференциация тарифа предлагается для более равномерного распределения перекрёстного субсидирования в сетях, годовой объём которого «Россети» оценивают в 234,8 млрд рублей. Основным доводом промышленности стало то, что мера не приведёт к общему снижению перекрёстного субсидирования, а лишь перераспределяет нагрузку между участниками отрасли. «Промышленники с самого начала обсуждений обращали внимание на резко негативное влияние новой нормы на социально-экономическое развитие регионов, поскольку приведёт к дополнительному росту цен для промышленных потребителей на 2–4% сверх инфляции», – говорит один из источников, присутствовавший на совещании. Представитель ФАС, по данным «Коммерсанта», отмечал, что не понимает, как обеспечить снижение тарифа.
По словам двух источников ТАСС, присутствовавших на совещании 10 февраля, вице-премьер не поддержал законопроект, предполагающий рост тарифов на передачу, и поручил создать межведомственную рабочую группу в составе профильных министерств и уже к 1 марта оперативно ему доложить о влиянии инициативы на экономику регионов. Один из участников встречи сообщил, что вице-премьер также поручил оценить влияние роста тарифов и на бизнес. «Против дифференциации тарифов ФСК выступили все, кроме министерства энергетики», сказал ещё один собеседник ТАСС.
«Ведомости» сообщили, что «вице-премьер Юрий Борисов выступил против введения дифференцированных тарифов», сославшись на четверых участников встречи. Он раскритиковал предложения Минэнерго из-за риска ухудшения экономического развития регионов, заявили три собеседника газеты. Вице-премьер не выступил против дифференциации тарифа, он занял нейтральную позицию и поручил до конца февраля провести расчёты и проанализировать результаты введения этой инициативы, рассказал «Ведомостям» один из участников совещания: «Есть понимание необходимости ликвидировать механизм перекрёстного субсидирования и необходимости его справедливого распределения».
При этом Юрий Борисов поддержал другую важную инициативу «Россетей» и Минэнерго – о введении платы за резерв сетевой мощности, передал «Коммерсант». Мера заработает с 2021 года, хотя «Россети» рассчитывали на её введение уже с 2020 года. Речь идёт о том, чтобы потребители полностью оплачивали выделенную для них сетевую мощность, даже если её не используют. По оценкам Минэнерго, в 2019 году в России простаивало 65% мощностей (101 ГВт). По данным газеты, Минэнерго должно доработать постановление правительства за две недели.
Сетевую реформу поддерживают «Россети», но против выступают бизнес и регуляторы. Так, по оценкам Минэкономики, обе меры увеличат тарифную нагрузку на промышленность в базовом сценарии на 79 млрд рублей в год при общем объёме платежей энергорынка в 2019 году 2,59 трлн рублей.
В «Россетях» заявили, что не ожидают серьёзных задержек при дальнейшем прохождении законопроекта о дифференциации тарифа в правительстве и Госдуме. В компании подчеркнули, что уверены в положительном эффекте: появится потенциал для снижения тарифа для предприятий малого и среднего бизнеса, а также для сокращения бюджетных расходов. При этом конечная цена для прямых потребителей ФСК вырастет в среднем на 10%, но стоимость услуг по передаче для них окажется ниже, чем в 2012 году. Вопрос сетевого резерва в «Россетях» не комментировали. В ФАС, Минэкономики и Минстрое не ответили на запрос.
Проект по дифференциации тарифа ФСК выгоден сетевой монополии, но вреден для экономики и препятствует достижению национальных целей развития страны, считает представитель «Сообщества потребителей энергии». «Подход и расстановка приоритетов, заявленные новым курирующим отрасль вице-премьером в ходе обсуждения этой инициативы, обнадёживают», – говорит он.