МЭР оценил потери экономики от реформы сетевых тарифов в 577–686 млрд рублей за 5 лет
Промышленность и крупный бизнес получили шанс избежать повышения тарифов на передачу электроэнергии. К спорам вокруг тарифной реформы, которая грозит промышленности дополнительными расходами, оцениваемыми в 369 млрд рублей, подключился первый вице-премьер Антон Силуанов. Как следует из разработанной по его поручению оценки Минэкономики, дифференциация тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) и оплата резерва мощности, на которых настаивают Минэнерго и «Россети», негативно скажутся на экономике страны – при самом пессимистичном сценарии совокупные потери могут достичь 686 млрд рублей.
Минэкономики отправило в правительство негативную оценку социально-экономических последствий от введения дифференциации единого тарифа ФСК (подконтрольна «Россетям») и оплаты резерва электросетевой мощности. Эти меры являются частью реформы электросетевых тарифов, которую поддерживают Минэнерго, «Россети» и профильный вице-премьер Дмитрий Козак, но критикуют другие регуляторы и участники рынка. Они пожаловались первому вице-премьеру Антону Силуанову, который и поручил Минэкономики провести оценку. Министерство заключило, что введение платы за резерв мощности приведет к замедлению экономики и многомиллиардным потерям потребителей.
Суть спорной повестки – к 2024 году потребители должны перейти на полную оплату зарезервированной за ними, но простаивающей трансформаторной мощности либо отказаться от неё. Также «Россети» хотят повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключённой к магистральным сетям, – в два раза за семь лет. Письма Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от этих идей писали металлурги и нефтяники, но премьер на встрече с главой «Россетей» Павлом Ливинским 28 июня согласился ускорить принятие изменений.
Объём простаивающих сетевых мощностей в 2019 году Минэнерго оценивает в 101 ГВт (65%). Даже если бизнес будет быстро отказываться от этих излишков, плата для потребителей, по оценке Минэкономики, вырастет на 221 млрд рублей до 2024 года. Если же переход будет медленнее (год для 80% потребителей и два года – для остальных), плата увеличится на 394 млрд рублей. Для описания эффекта от дифференциации единого тарифа ФСК Минэкономики пользуется оценкой Минэнерго – совокупная нагрузка на бизнес вырастет на 45 млрд рублей за 2020–2024 годы. В целом обе меры, по оценке Минэкономики, увеличат тарифную нагрузку на бизнес в базовом сценарии на 369 млрд рублей, или 79 млрд рублей в год. Совокупный объём платежей энергорынка в 2019 году достигает 2,59 трлн рублей.
В базовом прогнозе эти меры замедлят рост ВВП на 0,083% к 2024 году, в наихудшем – на 0,095%. Объём производства в энергоёмких отраслях снизится на 0,137–0,145% (в негативном сценарии – на 0,157–0,166%). Совокупные потери экономики в 2020–2024 годах составят 577 млрд рублей (в ценах 2019 года) в базовом и 686 млрд рублей в негативном варианте. Инвестиции промышленности могут сократиться на 0,16% и 0,18% соответственно к 2024 году.
По оценке Минпромторга, чью позицию в своем письме приводит Минэкономики, если инициативы «Россетей» и Минэнерго будут приняты, прирост платежей потребителей составит не менее 138 млрд рублей, что снизит физический объём промпроизводства на 0,5 процентного пункта, стоимость продукции вырастет на 5–9%. Минстрой считает, что реформа электросетей поднимет стоимость электроэнергии для коммунальных предприятий в два с половиной раза до 2025 года. Это может потребовать компенсации из бюджета, а также снизит инвестиции коммунальщиков на 40%. ФАС полагает, что дифференциация тарифа ФСК спровоцирует промышленность уходить из единой сети, это снизит потребление, нарастит перекрёстное субсидирование и повысит тарифы. Служба предлагает вводить оплату резерва мощности поэтапно и только в местах, где существует дефицит сетевой мощности, но есть спрос на неё. В ФАС подтвердили свою позицию.
Гендиректор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв отмечает, что отказ от сетевых инициатив защитит промышленность, коммуналку и бюджетников, поможет достижению национальных целей и «принудит сетевую монополию наконец заниматься собственной эффективностью, а не отъёмом ресурсов у других секторов».
В Минэкономики, Минэнерго, Минстрое, «Россетях», ФСК и аппарате первого вице-премьера не ответили. В Минпромторге запрос переадресовали в Минэнерго. По оценке ассоциации «Русская сталь», дифференциация тарифа ФСК повысит платежи чёрной металлургии на 10 млрд рублей в год и сделает нерентабельным производство, например, сортового проката. Резерв мощности повысит стоимость услуг по передаче электроэнергии на 80–200%. В РСПП считают, что услуги по передаче могут подорожать ещё сильнее – на 400%, допнагрузку там оценивают в 140 млрд рублей.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» подчёркивает, что введение платы за резерв логично с точки зрения экономически обоснованного отражения затрат на энергоснабжение потребителя, но, по сути, промышленности предлагают одновременно платить полную стоимость содержания сетей и параллельно продолжать субсидировать тарифы для населения. «Вместе с растущим бременем от программ поддержки ВИЭ, модернизации старых ТЭС и т. д. единая энергосистема из источника бесперебойной поставки электроэнергии превращается в источник бесперебойного роста тарифной нагрузки на промышленность и стимулирует болезненный, но очевидный уход на собственную генерацию», – говорит аналитик.