Минэнерго и ФАС не поддержали идею «Россетей» о повышении тарифа ФСК в 4 раза

Минэнерго и ФАС назвали свои варианты решения проблемы перекрестного субсидирования в электросетях. Они сформулированы в ответ на идею «Россетей» переложить 38 млрд рублей нагрузки на крупных потребителей «Федеральной сетевой компании» (ФСК), повысив тариф для них в четыре раза за три года. Минэнерго вместо этого предлагает увеличивать тариф более консервативно – на 50% в течение семи лет, что позволит снизить объём перекрестного субсидирования в электросетях на 22 млрд рублей. ФАС высказала принципиальное несогласие с дифференциацией тарифа ФСК, посчитав, что мера спровоцирует массовый уход потребителей на собственную генерацию, и посоветовав «Россетям» повышать эффективность.

Минэнерго и ФАС сформулировали позиции, как следует изменить единый тариф ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными сетями). Поручение проработать вопрос дал вице-премьер Дмитрий Козак после того, как глава «Россетей» Павел Ливинский предложил поднять тариф для прямых потребителей ФСК в четыре раза за три года. Речь идёт о том, чтобы крупные потребители, которые запитаны от магистральных сетей (плата за передачу – 0,362 рубля за 1 кВт/ч), сняли часть нагрузки с потребителей распределительных сетей (1,914 руб. за 1 кВт/ч). Эта нагрузка возникает из-за того, что население платит за передачу электроэнергии значительно меньше, чем бизнес.

«Россети» предложили в течение трёх лет перераспределить на крупных потребителей перекрёстное субсидирование в размере 38 млрд рублей из 196 млрд рублей, учтённых в тарифах за 2019 год. Индексация тарифов для таких потребителей, по оценке госхолдинга, составит 15% ежегодно. Как заявляют в компании, такое решение «не приведёт к увеличению выручки распределительных организаций, а позволит лишь справедливо перераспределить финансовую нагрузку на потребителей, которые в настоящий момент времени не участвуют в субсидировании населения».

Минэнерго, как следует из письма в правительство от 10 июня, придерживается прежних поручений вице-премьера о более консервативном росте тарифа ФСК – на 50% за семь лет (по 7–9% ежегодно). Это позволит перераспределить на прямых потребителей ФСК нагрузку в размере около 22 млрд рублей до 2025 года. В этом сценарии котловые тарифы распредсетей снизятся на 2,5% к 2025 году (2,229 рубля за 1 кВт/ч), а тариф для прямых потребителей ФСК достигнет 0,738 рубля за 1 кВт/ч. В некоторых регионах снижение будет более существенным: в Белгородской области – на 11,2%, в Красноярском крае – на 19,1%. Министерство уже подготовило соответствующий законопроект, но государственно-правовое управление (ГПУ) президента вернуло его с замечаниями. По предложению Минэнерго все новые потребители магистральных сетей с 2023 года будут платить по единым котловым тарифам, старые – по тарифу ФСК, но с учётом его дифференциации.

Глава ФАС Игорь Артемьев (письмо от 28 марта) считает, что идея приведёт к уходу потребителей на собственную генерацию, что ещё больше сократит объёмы полезного отпуска и усугубит проблему перекрёстного субсидирования. Выход г-н Артемьев видит в повышении эффективности дочерних компаний «Россетей» – загрузке мощностей, исполнении инвестпрограмм, сокращении потерь в сетях. Замглавы ФАС Виталий Королёв пояснил, что служба «считает категорически неприемлемым резкий рост тарифов для любых категорий потребителей».

В ФСК от комментариев отказались. В Минэкономики полагают, что перераспределение субсидии не приведет к её снижению и нарушит принципы долгосрочной тарифной политики. «Для потребителей ФСК эффектом станет снижение их рентабельности, положительный эффект для потребителей распредсетей не определён», – говорят в ведомстве. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв прогнозирует, что условия для энергоёмкой промышленности серьёзно ухудшатся, а средний и малый бизнес снижения тарифов не увидит, «поскольку сети дозаявят на это снижение свою накопленную недополученную выручку прошлых периодов».

Привязка потребителей ФСК к котловому тарифу мешает созданию рынка, в котором затраты возмещаются тем и там, у кого и где они возникают, считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. «Это сама по себе нерыночная конструкция, базирующаяся на перекрёстном субсидировании», – отмечает эксперт. Алексей Жихарев из Vygon Consulting полагает, что введение дифференциации тарифа ФСК снизит региональные тарифы и облегчит жизнь малому и среднему бизнесу, но надолго отложит решение проблемы необоснованно низких тарифов для населения.

Коммерсант