Рынок разошёлся в оценке решения КС об оплате услуг ТСО, лишившихся статуса
Конституционный суд (КС) признал нарушением норму законодательства, по которой компании, утратившие статус территориальной сетевой организации (ТСО), обязаны продолжать бесплатно оказывать услуги по передаче электроэнергии и поддерживать инфраструктуру в порядке. Теперь правительство до 1 января 2020 года обязано разработать механизм компенсации таких затрат. Участники энергорынка расходятся в оценках последствий решения: часть из них считает, что оно приведёт к росту тарифа для потребителей, часть – что количество таких ТСО не столь велико, а тариф не вырастет, поскольку ограничен уровнем инфляции.
Накануне КС признал неконституционным п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии», удовлетворив жалобу АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» (лишилась статуса ТСО в 2015 году). Речь идёт о начавших действовать с 2015 года критериях отнесения электросетей к ТСО, которые отсекли от рынка мелкие сетевые организации. Расходы таких ТСО перестали включать в общий котловой тариф. В результате собственник стал обязан содержать сетевую инфраструктуру на свои средства, по-прежнему гарантируя переток электроэнергии между смежными сетевыми компаниями к гарантирующему поставщику (ГП, основной энергосбыт региона). Отказаться от оказания услуг такие ТСО не имеют права, поэтому зачастую либо продают, либо передают активы другим электросетевым компаниям – от чего, в частности, выигрывали «Россети», говорят собеседники на энергорынке. По данным ассоциации НП ТСО, после реформы РАО «ЕЭС России» на рынке появилось около 3 тыс. ТСО, сейчас их около 1,3 тыс.
В результате лишения «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» статуса ТСО сбытовая и межрегиональная электросетевая компании перестали платить ей за передачу, а суды отказывали в возмещении расходов (более 2 млн рублей в год).
КС признал неконституционным отсутствие механизма компенсации расходов на содержание электросетей и обязал правительство установить его до 1 января 2020 года. Но до этого момента решением сможет воспользоваться только заявитель: КС подчеркнул, что старые правила продолжат действовать до введения механизма. Он не будет иметь обратной силы, то есть понесённые до 2020 года убытки владельцы электросетей возместить не смогут. Но после его принятия ТСО, лишившаяся статуса, сможет получать плату за услуги по передаче электроэнергии. Источник компенсации расходов в решении КС не указан и будет зависеть от выбранного правительством механизма.
В «Россетях» пока затрудняются оценить последствия решения КС. С начала действия критериев ТСО необходимая валовая выручка (НВВ) на содержание сетей организаций, лишившихся этого статуса, составляет около 4 млрд рублей, говорят в «Россетях». Всего таких компаний, по данным госхолдинга, около 900, ежегодно они тратят до 1 млрд рублей на покупку электроэнергии для компенсации потерь. В «Россетях» считают, что решить проблему может появление механизма «подхвата» таких организаций. Член набсовета НП ТСО Алексей Седых согласен, что лишившиеся статуса ТСО компании не должны нести «бремя эксплуатации этих объектов». В ассоциации поддерживают идею «подхвата» функций, но с условием, что лишённые статуса организации будут получать компенсацию за использование своих активов, а квалифицированные ТСО – плату за управление ими.
В «Сообществе потребителей энергии» считают, что решение КС сделает ситуацию прозрачнее, а правовая защита интересов собственников сетей улучшится. «Особого влияния на рост котлового тарифа решение не оказывает, разве что только напоминает собственникам об имеющемся у них праве требовать компенсацию за использование их сетей», – считают в ассоциации. Но председатель правления ассоциации ГП и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая полагает, что такое решение приведёт к росту котлового тарифа либо сокращению выручки других сетевых компаний. Она отмечает, что в отношении ТСО, владеющих малым количеством активов, самым простым решением может стать регулирование по принципу регионального бенчмарка, что «создало бы экономический стимул к укрупнению».
По данным главы направления «Электроэнергетика» МШУ «Сколково» Алексея Хохлова, за последние годы серьёзных изменений в распределении НВВ между «Россетями» и ТСО не произошло – в 2014–2018 годах это соотношение оставалось на уровне 73–74% к 27–26%. Он не считает, что решение КС приведёт к значительному росту котлового тарифа, поскольку госполитика направлена на удержание роста конечных цен на электроэнергию в пределах инфляции.