Власти обсуждают введение 100-процентной оплаты сетевых резервов с 2024 года
Опубликованный в середине августа проект постановления правительства о поэтапном введении платы за сетевые резервы, ограниченный горизонтом 2022 года (когда плата должна достичь 20% от стоимости резервов), может быть скорректирован. В правительстве рассматривается вариант радикального ускорения темпов роста оплаты резервов: до 60% в 2023 году, и до 100% – с 2024 года.
16 августа Минэнерго опубликовало на портале regulation.gov.ru проект постановления правительства, предусматривающий постепенное внедрение платы за неиспользуемый резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему категорий), которые фактически не использую 40% и более от заявленной максимальной мощности. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, плата ежегодно будет увеличиваться на 5% стоимости объёма резерва исходя из экономически обоснованной ставки на содержания сетевых объектов. К 2022 году плата за резерв для таких потребителей поэтапно увеличивается до 20% от стоимости резерва. Аналогичные ставки будут введены для потребителей, имеющих собственную распределённую генерацию и не отключившихся от ЕЭС России, говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства.
Вице-премьер Дмитрий Козак согласился с большинством предложений Минэнерго по реформе электросетевых тарифов, сообщил вечером 6 сентября «Коммерсант» со ссылкой на протокол совещания у г-на Козака 31 августа. Тогда обсуждался драфт предложений ведомств к совещанию у премьера Дмитрия Медведева, которое прошло 4 сентября. Протокол последнего совещания, по данным «Ъ», ещё не готов; по публичным заявлениям чиновников до и после мероприятия сделать однозначный вывод о том, что именно он поддержал, традиционно не представляется возможным.
В предложениях Минэнерго, обсуждавшихся 31 августа у Дмитрия Козака, речь шла, например, об оплате резерва сетей – это закреплённые за потребителями, но практически неиспользуемые трансформаторные мощности. Электросети вынуждены оплачивать поддержание резерва, но не получают с него дохода. При этом в первых числах сентября позиция Дмитрия Козака по поступившим предложениям понятна не была, также не было ясным, в каком виде – исходном или скорректированном – идеи Минэнерго дошли до совещания у Дмитрия Медведева.
Судя по протоколу, вице-премьер в итоге практически целиком поддержал позицию Минэнерго по введению платы за резерв сетевой мощности. Впрочем, график повышения платежей был чуть скорректирован – в протоколе предлагается оплачивать 10% резерва в 2020 году, 15% в 2021-м, 20% в 2022-м и сразу 60% – с 2023 года, передал «Ъ».
Согласно версии протокола того же совещания у вице-премьера, появившейся днём 6 сентября на телеграмм-канале Teplovichok, последним пунктом предложений Минэнерго и «Россетей», которые поддержал вице-премьер, значится переход к 100-процентной оплате сетевых резервов с 2024 года. «С 2024 года расчёты производятся исходя из полной оплаты максимальной присоединённой мощности потребителя», – говорится в этой версии протокола.
Стоит отметить, что источник в правительстве после встречи у премьера 4 сентября предполагал, что текущая версия проекта постановления правительства о введении платы за сетевые резервы, размещённая на портале проектов НПА, будет скорректирована по итогам обсуждения вопроса у Дмитрия Медведева.
По данным «Ъ», на совещаниях у Дмитрия Козака 31 августа приводились расчёты, согласно которым прирост сетевой мощности с 2011 по 2017 год составил более 74 МВт, тогда как в реальности потребители загружают из них лишь 7,6 МВт. В пояснительной записке к размещённому проекту постановления кабмина приведено схожее соотношение: в 2010-2016 годах по актам техприсоединения потребители получили сетевую мощность равную 65 ГВт, фактическая потребляемая мощность составляет 7,5 ГВт (12% от заявленной).
Эксперты, опрощенные «Ъ», в целом поддерживают введение платы за резевр. Владимир Скляр из «ВТБ Капитал» отметил, что ввод платы за резерв «повысит дисциплину потребителей при заявках на ТП, сократив излишки запрашиваемой мощности, но вряд ли приведёт к росту общей платежки сетям». Он полагает, что в конце концов мощность просто более справедливо распределится между потребителями. Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов считает вектор правильным, но «технология исполнения с постепенным наращиванием платежей вызывает вопросы». По его мнению, логичнее была фиксированная плата за присоединённую мощность по возрастающим ставкам, которая бы отражала расходы энергетиков на содержание сетей и могла бы учитывать рассрочку обязательств потребителей.