Возврат к «последней миле» увеличит нагрузку на крупный бизнес на 38,25 млрд рублей в год

Возврат к «последней миле» в электроэнергетике – механизму, при котором крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей, – увеличит нагрузку на крупный бизнес на 38,25 млрд руб. в год и поднимет сетевой тариф на 98%, подсчитали в Минэнерго. Чиновники и эксперты не считают дополнительную нагрузку чрезмерной и не ждут, что она приведёт к массовому уходу крупной промышленности на собственную генерацию. Однако компании с этим не согласны, по их версии возврат «последней мили» «отбросит отрасль в прошлое».

Дополнительная нагрузка на прямых потребителей Федеральной сетевой компании в случае возврата к механизму «последней мили» вырастет на 38,25 млрд руб. в год и поднимет сетевой тариф для них на 98%, следует из анализа Минэнерго, с которым ознакомился источник. Почти половину, 18,9 млрд руб., придется заплатить металлургам. Поручение провести анализ министерство получило на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 26 июля.

«Последняя миля» применяется с 2005 года: крупные потребители, напрямую присоединённые к магистральным сетям, платили и тариф ТСО. Перекрёстное субсидирование позволяло снижать тарифы для мелких и средних потребителей. В большей части регионов механизм прекратил действовать в июле 2017 года, но в четырёх он продлен до 2029 года. «Перекрёстка» осталась и в других секторах: например, энерготарифы для населения занижены, разницу перекладывают на юрлиц. В правительстве возобновили обсуждение проблемы «перекрёстки» в энергетике из-за её роста. По расчётам Минэнерго, размер «перекрёстки» в 2018 году составит 313 млрд руб., но из них в тарифах сетей учтено лишь 218,2 млрд руб.

Министерство предлагает равномерно распределить объем субсидирования на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК (что, по сути, приведет к возврату «последней мили»). Основной аргумент Минэнерго – крупные потребители, подключённые к сетям ФСК, не несут социальной нагрузки по перекрёстному субсидированию, что дает им «дополнительные экономические преференции по отношению к малому и среднему бизнесу». Доля сетевой составляющей в конечной энергоцене потребителя ТСО, по оценке министерства, – 35-56% (зависит от напряжения), у потребителя магистральных сетей – 14%. Реализация идеи чиновников снизит стоимость услуг ТСО на 26%, тариф для малого и среднего бизнеса упадет на 4-5%.

В Минэнерго объясняют рост «перекрёстки» (и тарифов ТСО) увеличением энергопотребления населения. При этом полезный отпуск электроэнергии в распредсетях в 2013–2017 годах снизился на 5,4%, до 567,3 млн кВт•ч в год (данные «Россетей»). Для населения он вырос на 17%, до 70,3 млн кВт•ч, для прочих потребителей сократился почти на 8%, до 497,5 млн кВт•ч. В магистральных сетях за тот же период отпуск вырос на 5,26%, до 547,4 млн кВт•ч, но у прямых потребителей ФСК – сразу на 26,65%, до 120 млн кВт•ч, для ТСО же – лишь на 0,46%, до 426,5 млн кВт•ч.

Риски перехода бизнеса на собственные газопоршневые станции анализировал «Совет рынка»: дифференциация тарифа ФСК снижает долю потребителей, для которых выгодно строить свою генерацию, на 7,4 процентного пункта, до 18%, при расчёте на быструю окупаемость (IRR – 20%) и на 1,7 процентного пункта, до 41,3%, если IRR – 14% («интенсивный» сценарий). Наталья Порохова из АКРА считает, что дифференциация тарифа ФСК не приведет автоматически к росту собственной генерации, поскольку энергоцена для крупных потребителей будет все равно на 10-15% ниже цены окупаемости собственной генерации.

В Минэнерго, «Россетях» и ФСК от комментариев отказались. В ФАС и Минэкономики пока изучают материалы Минэнерго. Замглавы ФАС Виталий Королёв в письме в Минэнерго от 3 августа сообщал, что дифференциация тарифа ФСК приведёт к существенному росту тарифов на услуги компании и дискриминации потребителей, ускорит их переход на свою генерацию, «а также дестимулирует борьбу с перекрёстным субсидированием в субъектах РФ». Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв отмечает, что Минэнерго «оперирует примитивным расчётом», не учитывающим динамику оптовых энергоцен и широту применяемых технологий распределённой генерации. Предложенная ведомством ревизия решения об отмене «последней мили», подчеркивает он, «откатывает решение задачи перекрёстного субсидирования на пять лет назад».

Коммерсантъ