«Россети» могут профинансировать электрификацию порта Тамани
Минтранс предлагает финансировать электрификацию Таманского полуострова за счёт чистой прибыли «Россетей». Такая схема содержится в письме главы Минтранса Максима Соколова вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 2 июня. Как отмечается в письме, такой вариант Минтрансу предложило Минэнерго. Но в Минэнерго сообщили, что схема является лишь одним из предложенных вариантов (о других в министерстве говорить отказались) и «окончательное решение не принято».
Электрификация Таманского полуострова должна проходить в два этапа: первым предусмотрено подключение сетевой инфраструктуры к железнодорожным подходам к Керченскому мосту (необходимая мощность – 93,41 МВт), вторым – электрификация сухогрузного района порта Тамань (92,29 МВт). Строить сетевую инфраструктуру должно подконтрольное «Россетям» «Кубаньэнерго», питать транспортную инфраструктуру и портовые мощности будет общая подстанция «Порт» и несколько ЛЭП.
«Кубаньэнерго» предлагало два варианта: сразу построить подстанцию «Порт» на 220 кВ или сначала создать подстанцию вдвое меньшей мощности для электроснабжения железнодорожных подходов, а затем нарастить её мощность и для нужд порта Тамань к 2021 году. Первый вариант оценивался в 7,1 млрд рублей, второй должен был обойтись дороже.
Спор между министерствами о том, за чей счёт финансировать электрификацию Таманского полуострова, возник ещё в начале года. Минтранс сейчас выступает за то, чтобы реализовывать первый вариант. Министерство предлагает, чтобы до 2018 года на сети для железнодорожных подходов расходовались средства бюджета (по его оценкам, на это потребуется 3,51 млрд рублей). Что касается порта, то сети для него предлагается строить за счёт средств «Россетей» в период до 2021 года. Предполагается, что «Россети» смогут вернуть свои инвестиции за счёт платы частных инвесторов (резидентов порта Тамань) за техприсоединение.
Источник, знакомый с ходом обсуждения, пояснил, что, поскольку проект сухогрузного района порта Тамань будет реализовываться за счёт частных инвестиций, расходы на энергетическую инфраструктуру также лягут на плечи инвесторов, но ее строительство должно быть учтено заранее. Он поясняет, что инвесторы (концессионеры) смогут вернуть свои деньги за счёт платы, которую получат от операторов терминалов за присоединение к внутрипортовым сетям и передачу по ним электроэнергии. В «Россетях» заявили, что в данный момент работают в рамках постановления правительства, предусматривающего строительство подстанции «Порт» за счёт платы за техприсоединение.
«Распределение чистой прибыли на финансирование приоритетных проектов, а не в виде дивидендов невыгодно миноритарным акционерам и негативно для капитализации компании»,– полагает Наталья Порохова из АКРА. «Россети», несмотря на рост скорректированной чистой прибыли по МСФО в 2016 году на 43,5%, до 144,8 млрд рублей, и требования правительства выплатить 50% от неё в виде дивидендов, заплатят акционерам лишь около 2 млрд рублей. Это решение объясняется вычетом из дивидендной базы расходов на инвестпрограмму и дополнительных неденежных доходов.
Коммерсант