Издание отмечает, что плата за сетевой резерв должна стимулировать отказ от них в пользу новых энергопотребителей. Перераспределение мощности могло бы помочь сетям выполнять свои обязательства по подключениям при сокращении инвестпрограмм. Согласно анализу по 70 регионам, потребители в среднем не используют 58% максимальной заявленной мощности. Расходы на содержание резерва ложатся в общий тариф на передачу, который вынуждены платить и те, кто оптимально использует мощности, пишет газета.
Отмечается, что Минэнерго предлагало оплачивать резерв потребителей с мощностью устройств более 3 МВт, если он превышает 40% от максимума. Как сообщил источник издания, знакомый с проектом, плата должна расти: до 2018 года оплачивается 5% резерва, в 2018 году — 10%, в 2019 году — 15%, с начала 2020 года — 20%, а для потребителей первой и второй категории надежности оплата вдвое больше.
В ведомстве подчеркивают, что проект затрагивает интересы только потребителей, не использующих большую часть резерва более трех лет. Для новых потребителей предлагалось вводить плату за резерв, если он спустя год после присоединения превышает 80%, а по истечении двух лет — 60%. На полученную сумму платежей за резерв снижается необходимая валовая выручка сетей и, соответственно, тариф за передачу.
Против проекта выступали Минэкономразвития, "Сообщество потребителей энергии", Федеральная антимонопольная служба РФ и Совет Федерации, пишет издание. Кроме того, в Российском союзе промышленников и предпринимателей заявляли, что мера не приведет к повышению загрузки мощностей, потому что в местах наличия неиспользуемой мощности спрос на нее отсутствует.
По оценке "Сообщества потребителей энергии", дополнительная нагрузка в случае введения платы за резерв для черной металлургии составит 16 миллиардов рублей. Суммарная нагрузка на экономику, по данным МЭР, может составить около 100 миллиардов рублей в год. МЭР предлагает Минэнерго рассмотреть механизм резерва для мест, где есть реальный спрос на сетевую мощность.