«Татэнерго» просит о двухлетней отсрочке выплаты ₽1,1 млрд штрафа за отказ от проекта КОММод
«Татэнерго» просит энергорынок о двухлетней рассрочке, чтобы оплатить штраф в 1,1 млрд рублей за отказ от проекта модернизации Нижнекамской ТЭЦ-2. Такое предложение впервые может быть одобрено «Советом рынка», пишет «Коммерсант» 6 марта. Аналитики считают, что в случае предоставления рассрочки сумма штрафа должна быть больше, чем при единовременной выплате, иначе у компаний может снизиться стимул полностью выполнять обязательства.
«Татэнерго» просит растянуть выплату штрафа за отказ от проекта модернизации Нижнекамской ТЭЦ-2 с марта 2025 года по февраль 2027 года. Это следует из материалов к заседанию наблюдательного совета «Совета рынка» 14 марта, с которыми ознакомился Ъ. В пояснительной записке к предложениям компания указывает, что, по предварительным расчётам регулятора, сумма штрафа составит 1,12 млрд рублей.
Инициатива о выплате штрафа в рассрочку может быть одобрена «Советом рынка» впервые. Согласно нынешним правилам, в случае исключения оборудования из программы модернизации старых ТЭС, генерирующая компания единовременно выплачивает покупателям денежную сумму за отказ от поставки мощности. Объём выплаты определяется с понижающим коэффициентом относительно величины, определяемой в предусмотренном типовым договором порядке. Штраф для Нижнекамской ТЭЦ составит 45% от первоначальной величины.
В пояснительной записке «Татэнерго» указано, что объём штрафа превышает ежемесячную выручку Нижнекамской ТЭЦ и на его оплату будет потрачена вся выручка от продажи электроэнергии и мощности за четыре месяца. «Изъятие всех средств в течение четырёх месяцев, начиная с марта 2025 года, повлечёт за собой банкротство компании, что приведёт к повышению цены для потребителей», – поясняет «Татэнерго». Отсутствие средств на закупку топлива, выплату заработной платы и финансирование ремонтных работ, говорится в записке, не позволит станции вырабатывать электроэнергию, что негативно повлияет на надёжность энергоснабжения и приведёт к неоплате штрафа.
В пояснительной записке «Совета рынка» указано, что рассрочка оплаты штрафа может привести к кассовым разрывам и убыткам гарантирующих поставщиков при трансляции приобретённой электроэнергии и мощности потребителям на розничном рынке.
При этом ФАС может расценивать наличие в договоре о присоединении особых условий оплаты денежной суммы, применяемых в отношении конкретного участника оптового рынка, как дискриминационные и нарушающие права иных участников, следует из заключения регулятора. В ФАС не ответили на запрос.
Нижнекамская ТЭЦ-2 (195 МВт) принадлежит «Татнефти». В 2019 году включена в программу модернизации старых ТЭС вне общего конкурса – через ручной отбор правительственной комиссии. Модернизированный блок должен был начать поставку мощности в декабре 2024 года, но ввод перенесли на три года, а в итоге от проекта отказались. Он был исключён из программы модернизации распоряжением правительства РФ от 13 февраля этого года.
В материалах к правительственной комиссии отказ от модернизации Нижнекамской ТЭЦ-2 объяснялся удорожанием оборудования и строительно-монтажных работ более чем на 50%. Стоимость проекта также дополнительно возросла на 40% из-за переноса срока ввода на три года и необходимости привлечения заёмного капитала по ставкам, превышающим 25% годовых, что «делает проект заведомо убыточным и нереализуемым». В «Татэнерго» не ответили на запрос.
В «Совете рынка» сообщили, что принятие предложения о рассрочке позволит компании в более «комфортном» режиме выплатить эту сумму и избежать негативных финансовых последствий.
Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим считает, что сумма рассрочки по штрафу должна быть больше, чем единовременная денежная выплата. По его словам, при включении объектов в программу модернизации старых ТЭС генкомпании идут на риски, которые учитываются в ставке доходности. Возможность выплаты штрафа в рассрочку без увеличения суммы не стимулирует выполнять свои обязательства в полном объёме, указывает он.