Правкомиссия рассматривает перенос ещё 6 проектов КОММод и 54 проектов ВИЭ

Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики 19 февраля рассмотрит вопрос о переносе ещё шести проектов модернизации ТЭС в рамках программы КОММод, заявил 19 февраля глава «Совета рынка» Максим Быстров, выступая на Энергетическом форуме в рамках Недель российского бизнеса РСПП.

«Сегодня, 19 февраля, правком рассматривает новый вопрос, связанный с переносом сроков реализации ещё по шести проектам на фоне задержек с поставками энергетического оборудования», – сказал г-н Быстров.

Как отмечается в материалах к заседанию правкомиссии, с текстом которых ознакомились «Интерфакс» и «Переток», речь идёт о сдвиге шести проектов суммарной мощностью 1,73 ГВт. Генкомпании обратились в Минэнерго с просьбой перенести вводы «по причине нарушения поставщиком основного энергетического оборудования контрактных сроков поставок такого оборудования». Министерство, согласно материалам, также предлагает «проработать вопрос совершенствования действующих механизмов ответственности», в частности, в вопросе порядка индексации капзатрат по проектам модернизации, ввод которых сдвигается «вправо».

Рассмотрят перенос на год проекта модернизации на Красноярской ТЭЦ-1 (70 МВт, с декабря 2024 года на 1 мая 2025 года), двух проектов на Нижнекамской ТЭЦ ТГК-16 (ввод 105 МВт переносится с апреля 2025 года на апрель 2026 года, 60 МВт – с января этого года на январь 2029 года). Кроме того, «Интер РАО» попросило о переносе сроков реновации Костромской ГРЭС (пятый блок на 330 МВт, с февраля на ноябрь 2026 года) и Пермской ГРЭС (второй блок на 850 МВт, с февраля 2026 года на октябрь 2027 года). Также речь идёт о переносе проекта модернизации Рефтинской ГРЭС СГК (315 МВт, проект «Кузбассэнерго») с января 2026 года на октябрь 2027 года.

Кроме того, речь идёт о возможном переносе сроков по вводам проектов ВИЭ (этот вопрос также рассмотрят на заседании правительственной комиссии). Согласно материалам, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) попросила об отсрочке обязательств в отношении 54 объектов «с общей установленной мощностью 2 067 МВт». Причинами этому стала приостановка работы в России зарубежных производителей оборудования для отрасли и прекращение его поставок, отсутствие у местных производителей возможности производить его «в необходимом объеме и в сжатые сроки, в том числе принимая во внимание возможное дополнительное увеличение требуемых объёмов оборудования для реализации проектов на Дальнем Востоке». Сдвиг сроков позволит инвесторам избежать штрафов на сумму более 10,5 млрд рублей.

Также среди проблем инвесторов отрасли названы сложности с привлечением займов и ухудшение финансово-экономических параметров проектов. Здесь Минэнерго предлагает дать отсрочку проектам, по которым ещё не наступила дата поставки мощности, на период до двух лет. Речь тут идёт, в частности, о потенциальном переносе проектов «Форвард Энерго» (Новоалексеевская, Гражданская, Екатериновская, Красноармейская ВЭС), «Росатома» (проекты ВЭС в Оренбургской области, тут речь идёт в принципе об отказе от проектов), а также ряда СЭС «Юнигрин Пауэр», «Солар Ритейл», а также Сотниковской ВЭС «ЭЛ5-Энерго» и малых ГЭС «ТГК-1» (в Мурманской области) и «Евросибэнерго-Гидрогенерация» в Карелии.

13 февраля правительство РФ своим распоряжением исключило из списка проектов КОММод 15 проектов модернизации ТЭС; обоснованием для отказа стали рост сроков поставки и цен на оборудование, что формировало негативный эффект на финрезультаты генкомпаний.

Так, из перечня проектов модернизации убрали Нижнекамскую ТЭЦ «Татнефти» (как сообщалось в материалах к правкомиссии, прошедшей в декабре, проект сдвинули с декабря 2024 года на три года), Автозаводскую ТЭЦ «Эн+ Генерация» (ранее – «Евросибэнерго», тут причиной отказа от этого проекта стал рост цен на оборудование и стоимости проекта и ожидания негативного эффекта в связи с этим на финрезультаты компании), Воронежскую ТЭЦ-1 «Квадры» (стоимость турбины для неё с августа по ноябрь 2022 года увеличилась на 75% и проект стал неокупаемым, также у компании были сомнения относительно выполнения сроков поставки оборудования).

Кроме того, в распоряжении правительства речь шла об отказе от проектов для ТГК-2 на Костромской ТЭЦ-2, Ярославской ТЭЦ-2 и Ярославской ТЭЦ-3. Тут, как сообщалось в материалах к правкомиссии, причиной стали проблемы с финансированием. Изначально ТГК-2 планировала привлечь средства у «Альфа-банка», но получила отказ. В дальнейшем удалось договориться с «Промсвязьбанком», за счёт чего реализуется проект реновации Вологодской ТЭЦ, но по остальным станциям в финансировании модернизации ТГК-2 отказали, также компания отмечала увеличение сроков поставки оборудования.

«ЭЛ5-Энерго» правительство согласовало отказ от проекта модернизации «Невинномысской ГРЭС» (тут затраты на реновацию выросли на 454%). СГК разрешили отказаться от проекта реновации объектов на Ново-Кемеровской ТЭЦ, Томь-Усинской ГРЭС, Новосибирской ТЭЦ-3 и Беловской ГРЭС (тут также причинами стали сроки поставки оборудования и увеличение стоимости, суммарно за отказ от модернизации компания может заплатить около 2 млрд рублей).

ОГК-2 (подконтрольна «Газпром энергохолдингу») освободили от обязательств по двух проектам модернизации на Сургутской ГРЭС-1 (срыв поставок основного оборудования по ГЭХ в среднем составил 16 месяцев). Кроме того, правительство исключило из списков обязательств модернизации «Т Плюс». В распоряжении речь идёт об исключении компании без упоминания конкретных проектов, но судя по документам, из которых убирают «Т Плюс», речь идёт о модернизации на Ижевской ТЭЦ-2 и на Самарской ТЭЦ.

Источник: Переток