Потребители хотят увеличить окупаемость модернизации ТЭС через РСВ, снизив плату за мощность

Промышленность предлагает сократить гарантированные платежи за мощность, которые будут получать старые ТЭС после модернизации. Бизнес хочет, чтобы энергообъекты получали минимум 15% дохода за счёт продажи электроэнергии на бирже, передал «Коммерсант» 12 января. Мера, по мнению потребителей, заставит энергетиков увеличивать эффективность и выработку объектов. Генкомпании критикуют предложение, указывая на низкую рентабельность продаж электроэнергии. Инициатива вряд ли повысит эффективность ТЭС, но может снизить конкуренцию и повысить цены объектов, предупреждают эксперты.

«Сообщество потребителей энергии» предложило Минэнерго сократить долю обязательного платежа за энергомощность для проектов модернизации старых ТЭС при увеличении их доходов от продажи электроэнергии. Обновлённые объекты должны получать минимум 15% общего платежа за счёт прибыли на рынке «на сутки вперёд» (РСВ), говорится в письме ассоциации (документ от 12 декабря 2022 года).

Энергетики по программе модернизации старых ТЭС должны к 2028 году модернизировать 122 объекта мощностью 25 ГВт и стоимостью 307 млрд рублей. Инвестиции в модернизацию ТЭС окупаются через гарантированные платежи с энергорынка. Сейчас предполагается, что модернизация ТЭС будет окупаться за счёт выручки, которую та получит в рамках обязательного платежа оптовых потребителей за мощность, а также продажи реально выработанных киловатт-часов (устанавливается через коэффициент РСВ). Сейчас минимальный размер коэффициента – 4%.

Более половины уже отобранных проектов (65%), по оценкам газеты, имеют минимальный коэффициент РСВ в 4%, то есть эти объекты, независимо от объёма выработки, гарантированно получат 96% дохода через платёж на мощность. Самый высокий коэффициент в 38% установлен только у 16 проектов. Такая тенденция отражает стремление максимизировать более стабильную выручку на рынке мощности, говорит Максим Дякин из компании «Выгон Консалтинг».

Увеличение коэффициента РСВ заставит генкомпании повышать эффективность объектов, считают потребители. По их оценке, увеличение коэффициента РСВ до 15% может повысить топливную эффективность энергоблока в европейской части РФ и на Урале минимум на 12%, а их загрузку – до 57%. В Сибири топливная эффективность проектов может вырасти на 8% при загрузке в 55%. В результате это приведёт к снижению цен РСВ.

Предложение потребителей «не имеет под собой никакого обоснования и не учитывает реальную ситуацию на РСВ», сказали в «Совете производителей энергии» (СПЭ). Там говорят, что продажа электроэнергии «характеризуется низкой рентабельностью», в том числе из-за высокой доли обязательного ценопринимания (АЭС и ГЭС), вынужденной работы ТЭС и низкой волатильности цен. Динамика цен РСВ многие годы отстаёт от роста цен на топливо. «Фактическая средняя рентабельность действующих станций на паросиловом цикле составляет не более 3–5%, а в некоторые периоды является отрицательной», – утверждают в СПЭ.

Независимый аналитик Юрий Мельников замечает, что многие старые станции в РФ технологически уже очень близки к максимальной эффективности паросилового цикла на их параметрах пара. Существенный рост эффективности на 10-30% возможен только при замене технологического процесса с паросилового на газотурбинный или парогазовый. Для угольных ТЭС подобный рост достижим только при переходе на использование супер- и ультрасверхкритических параметров пара, говорит он. Но у России нет таких технологий.

Энергетическая эффективность может быть значительно увеличена только у проектов на газовых турбинах, но их стоимость существенно выше, соглашается Максим Дякин: «Увеличение коэффициента РСВ до 15%, вероятно, приведёт к завышению капзатрат в заявках на отбор проектов модернизации».

В «Совете рынка» сомневаются, что инициатива приведёт к росту эффективности ТЭС. «Отборы проводятся по одноставочной цене электроэнергии, поэтому участник конкурса сможет заявить высокий коэффициент РСВ в отношении проекта с невысокой ожидаемой маржинальностью продажи электроэнергии (соответствующей низкому коэффициенту РСВ) за счёт завышения заявляемых капитальных вложений, что сохранит прибыльность проектов без увеличения топливной эффективности», – говорят там. В таком случае на конкурсах, скорее всего, снизится конкуренция и будут заявляться более дорогие объекты, что приведёт к росту цен на их мощность.

Коммерсант