Регуляторы обсуждают минимизацию загрузки ДПМ-блоков на импортном оборудовании
Первый замгендиректора «Газпром энергохолдинга» Павел Шацкий 19 апреля в рамках круглого стола в Госдуме предложил внести изменения в федеральный закон об электроэнергетике, которые позволять «не вовлекать излишне в процесс производства» энергоблоки, построенные по ДПМ на иностранном оборудовании. По его словам, в I ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) доля таких ПГУ составляет около 14%, но в некоторых регионах доходит до 40%.
Необходимо обеспечить дополнительную гибкость «в ресурсе наработки оставшегося моточаса на этих турбинах», заявил г-н Шацкий.
«Потому что все они находятся в разной стадии готовности к проведению очередного сервиса. А без сервиса, к сожалению, такого типа оборудование не может работать дальше. Наша задача выйти на сервис по тому оборудованию, где мы готовы, скомплектованы, – сказал топ-менеджер ГЭХа. – Летом мы готовы экономить моточасы и комплектоваться для предстоящего сервиса. Главное, пройти как можно больше зим».
Павел Шацкий рассказал, что генерирующие компании нашли поддержку по этому вопросу в «Системном операторе» и Минэнерго, вопрос вынесен на рассмотрение набсовета «Совета рынка».
Программа договоров о предоставлении мощности (ДПМ) была одним из ключевых элементов реформы российской энергетики 2000-х годов. По ДПМ в период с 2007 по 2021 годы было построено 30 ГВт энергомощностей. Программа предлагала инвесторами возврат инвестиций с базовой доходностью 14% в течение 15 лет.
Всего в РФ в рамках ДПМ и других программ строительства было поставлено около 100 мощных газовых турбин, в основном Siemens, General Electric, Ansaldo, Alstom, Mitsubishi, рассказывал «Коммерсанту» месяц назад руководитель направления Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. Совокупную мощность энергоблоков ГТУ и ПГУ он оценивал в 20% от мощности всех ТЭС, или около 35 ГВт. К примеру, в Кузбассе ГТУ используются в качестве пикового источника энергии, а в компании «Мосэнерго» в 2020 году ПГУ выработали 29,9% электроэнергии и около 10% тепловой энергии, отмечал г-н Мельников.
Весной на фоне российской военной операции на Украине о приостановке работы над новыми проектами в РФ заявили ключевые иностранные игроки на российском рынке энергооборудования – Siemens, Siemens Gamesa, Vestas, GE и другие. Также в рамках санкционных мер ЕС под запрет подпали поставки в РФ запчастей для паровых турбин и котлов.