«Совет рынка»: «Оплата 10% выбросов CO2 увеличит цену электроэнергии в РФ на 9%»
Регуляторы и участники рынка сделали первые попытки оценить влияние введения платы за выбросы СО2 в России на стоимость электроэнергии, передал «Коммерсант» 1 ноября. При обязательной оплате только 10% от объёма выбросов, по оценкам «Совета рынка», оптовая цена на электроэнергию может увеличиться до 9%, а дополнительная нагрузка на энергорынок – до 139 млрд рублей. По расчётам генераторов, при копировании европейской системы стоимость электроэнергии тепловых ТЭС может вырасти в три-пять раз. Введение платы за выбросы создаст стимул для строительства ВИЭ и модернизации ТЭС, но механизм нужно запускать постепенно, предупреждают аналитики.
«Совет рынка» оценил, во сколько могло бы обойтись российским потребителям электроэнергии введение квот на выбросы СО2 в России. В том случае если квоты затронут только 10% от объёма эмиссии в энергетическом секторе, оптовая цена может вырасти на 0,7% (до 2,6 рубля за 1 кВт*ч) при стоимости квоты как в Китае (около $6 за тонну). Если же цена квоты будет на уровне ЕС (60 евро за тонну), то рост оптовой цены электроэнергии может составить 9,1% (2,81 рубля). Речь идёт об одноставочной цене для бизнеса. Дополнительная нагрузка на энергорынок составит от 14 млрд до 139 млрд руб. соответственно, рассказал зампред правления регулятора Олег Баркин на конференции «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Экология рынка, рынок и экология».
При копировании европейской системы с полной оплатой выбросов по 50 евро за тонну СО2 стоимость электроэнергии угольной ТЭС вырастет в 5,3 раза, до 4,8 рубля за 1 кВт*ч, а газовой – в 2,7 раза, до 3,34 рубля, рассказал директор «Совета производителей энергии» Дмитрий Вологжанин.
Государство может регулировать выбросы двумя способами: ввести налог на выбросы или квотировать их абсолютное количество. Для запуска торговли квотами власти устанавливают лимит выбросов: часть квот выдается бесплатно, остальной объём продаётся на бирже. Деньги, вырученные от продажи квот, могут идти в специальные «зелёные» инвестиционные фонды.
По логике механизма квотирования выбросов углеродоёмкие тепловые станции (например, выбросы угольных ТЭС – более 900 г СО2 на 1 кВт*ч) будут подавать ценовые заявки на продажу своей выработки по более высокой цене и просто не будут проходить отбор на рынке «на сутки вперёд» (РСВ). Но если топливная станция расположена в дефицитном энергорайоне, то она будет отобрана и сформирует цену для энергорынка.
Плата за выбросы должна приводить к снижению углеродного следа генерации, а не к росту цены электроэнергии, отмечают в «Сообществе потребителей энергии».
«Электроэнергия от низкоуглеродных источников на жизненном цикле, как правило, дешевле, чем у топливных ценозамыкающих станций, которых у нас в избытке. Поэтому рост цены электроэнергии в результате введения платы за выбросы будет указывать на то, что проблема выбросов в электроэнергетике не решается, а перекладывается на остальную экономику», – заявили потребители.
Пока преждевременно делать прогнозы, поскольку в части выбросов CO2 ещё не сформированы регулирующие правила, заявили в Минэнерго. Однако там отметили, что прямой связи между возможной платой за выбросы CO2 и энергоценами нет. Потенциальные изменения цен не влияют на тарифы для населения, напоминают в Минэнерго.
«При оплате только 10% выбросов всё может быть не так драматично, но если брать по полной, то китайские $6 за тонну СО2 обойдутся российским потребителям примерно в 150–160 млрд рублей в год, или в 14–15 дополнительных копеек за каждый 1 кВт*ч. Для сравнения: 153 млрд рублей –это вся инвестпрограмма «Росатома» в 2019 году. Европейские цены на углерод в 60 евро придавят рынок дополнительными 1,7–1,8 трлн рублей в год, или 1,6–1,7 рубля за 1 кВт*ч», – говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев.
Плата за углеродный след создаст мощнейший сигнал для перестройки энергосистемы: капитальной модернизации ТЭС, закрытия старых неэффективных мощностей, масштабных вводов ВИЭ и развития водородной энергетики, полагает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. Но если немедленно ввести европейские ставки, оптовые энергоцены вырастут в два раза. «Ввод углеродного налога – невероятно ответственное решение, требующее сложных нормативных механизмов, переходного периода и затрагивающее ещё более социально окрашенный сектор – теплоснабжение», – считает аналитик.