En+ готово построить противопаводковых ГЭС в случае расширения госпрограммы
En+ Group рассматривает возможность строительства противопаводковых ГЭС в регионах своего присутствия, сообщил журналистам 6 октября гендиректор «Евросибэнерго» (входит в En+) Михаил Хардиков.
«Мы обсуждали, прорабатывали. Если эта тема по стране пойдёт. Мы точно будем готовы строить противопаводковые ГЭС в той же зоне Тулуна, где были наводнения в 2019 году. Это же тоже госпрограмма. Мы, конечно, в регионах нашего присутствия с удовольствием бы поучаствовали», – сказал г-н Хардиков.
По его словам, проблемы с паводком есть не только в тех местах, где собирается строить противопаводковые ГЭС «РусГидро», то есть на Дальнем Востоке.
«Если государство решит расширять (госпрограмму поддержки строительства противопаводковых ГЭС – ред.), то мы в этом точно будем участвовать», – заявил топ-менеджер.
Ранее о планах построить на Дальнем Востоке четыре противопаводковые ГЭС общей мощностью 1,6 ГВт заявило «РусГидро», в Минэнерго сообщили, что будет реализована часть из предложенных проектов.
При этом En+ также рассматривает четыре проекта строительства новых собственно энергетических ГЭС до 2030 года общей мощностью около 2,5 ГВт, рассказал Михаил Хардиков.
Это Тельмамская ГЭС мощностью 450 МВт, Крапивинская ГЭС – 345 МВт, Нижнебогучанская ГЭС – 660 МВт и Мотыгинская ГЭС – около 1 ГВт, перечислил г-н Хардиков. Ввод в эксплуатацию Тельмамской и Нижнебогучанской ГЭС может состояться в 2030 году, Крапивинской – в 2026-2027 годах. Михаил Хардиков также назвал примерные оценки стоимости этих проектов: $1-1,1 млрд –Тельмамская ГЭС, $1,3 млрд – Мотыгинская ГЭС, 20 млрд рублей – Крапивинская ГЭС и примерно 100-105 млрд рублей – Нижнебогучанская ГЭС.
Механизмы финансирования этих проектов пока в работе, но компания будет реализовывать их, только понимая, что это окупаемые проекты, подчеркнул топ-менеджер.
Говоря о Тельмамской ГЭС, г-н Хардиков заявил, что компания сейчас ждёт активных действий по второму этапу Восточного полигона. По его словам, Тельмамскую ГЭС можно построить к 2030 году, и если в рамках проекта электрификации второго этапа будет установлен жёсткий срок ввода генерации в 2024 году, то ГЭС может быть построена уже в рамках третьего этапа.
«Всё равно мы считаем, что она должна быть в этом узле. Она довольно серьёзно проработана, у неё есть эффективность. Если мы не попадём во второй этап, значит, попадём в третий. Будем заявляться в третий этап», – сказал Михаил Хардиков.
Необходимость строительства Тельмамской ГЭС он объяснил наличием в этом узле крупных промышленных экспортёров (Сухой Лог, Удокан, проекты «Высочайшего»), которым нужно будет подтверждать низкоуглеродный след.
Для развития Кузбасса En+ рассматривает продолжение строительства Крапивинской ГЭС мощностью 345 МВт.
«Гидроузел уже построен, нужно только само энергетическое оборудование начинать строить», – описал он состояние проекта.
Ещё две крупные ГЭС могут быть построены на Ангаре. Одна из них – Нижнебогучанская ГЭС.
«У неё есть свои особенности по схеме выдачи мощности, потому что она идёт в узел БЭМО. Но технологически решение для этого есть. Смотрим в этом направлении, чтобы получить дополнительный источник энергии для БоАЗа, в любом случае пойдёт на расширение. И на следующее расширение Тайшета», – рассказал Михаил Хардиков.
Вторая станция на Ангаре и самый крупный из рассматриваемых проектов компании –Мотыгинская ГЭС, энергию которой планируется использовать для производства «зелёного» водорода.
«Есть прикидки по «экономике» самого водорода. Смотрим, что сможем производить, за сколько, смотрим на «экономику» доставки для потребителей, в первую очередь Азиатско-тихоокеанского региона. Параллельно коллеги ведут НИОКР по разработке алюминиевых тан-контейнеров для перевозки этого водорода», – рассказал топ-менеджер.
En+ Group – вертикально интегрированный производитель алюминия и электроэнергии. Компания объединяет электрогенерирующие активы установленной мощностью 19,6 ГВт, включая 15,1 ГВт гидрогенерации, и алюминиевые производства годовой мощностью 3,9 млн тонн (через контрольную долю в «Русале»). У компании нет контролирующего акционера: её основатель Олег Дерипаска в рамках плана по выводу En+ из-под санкций сократил свой пакет до 44,95% (голосует не более 35%). Квазиказначейский пакет составляет 21,4% (выкуплен у ВТБ за $1,58 млрд), у Glencore 10,55% акций. Free float En+ составляет около 9,5%.