«Энел Россия» не смог уговорить промпотребителей на перенос ввода Азовской ВЭС без штрафа

«Энел Россия» (подконтрольна итальянской Enel) не смогла уговорить потребителей первой ценовой зоны ОРЭМ простить ей срыв запуска ветряной электростанции в Ростовской области. По данным «Коммерсанта», опубликованным 22 апреля, соглашение об отмене штрафов за опоздание, подписали только 63 компании, крупный бизнес отказался от сделки. Согласие части потребителей позволит сократить санкции примерно на треть, до 85 млн рублей. В «Энел Россия» настаивают, что причина задержки – ограничения из-за пандемии, однако промышленные потребители в этом сомневаются.

«Энел Рус Винд Азов» (дочерняя компания «Энел Россия») всё-таки придётся уплатить большую часть штрафа за срыв запуска Азовской ветряной электростанции (ВЭС) на 90 МВт. Только 63 участника первой ценовой зоны (европейская часть России и Урал) оптового энергорынка согласились, что ввод ВЭС произошёл из-за форс-мажора, а значит, нет оснований для штрафов. В реестре перечислены генерирующие и сбытовые компании, промышленных потребителей в списке согласившихся нет, следует из материалов к заседанию набсовета «Совета рынка» 27 апреля. В результате общий объём штрафа за четыре месяца задержки может составить около 85 млн рублей, что примерно на треть ниже изначального уровня, говорит источник газеты, знакомый с оценками суммы штрафа. В «Энел Россия» и «Совете рынка» отказались от комментариев.

Строительство Азовской ВЭС началось в мае 2019 года, а 1 декабря 2020 года станция должна была начать поставку мощности. Общий объём инвестиций в начале стройки оценивался в 132 млн евро. По версии «Энел Россия», на стройке случился форс-мажор: в частности, из-за ограничений на фоне пандемии в Россию не смогли приехать иностранные сотрудники. Компания в конце прошлого года начала добиваться отсрочки наказания за декабрь 2020 года, а также январь, февраль и март 2021-го. Удалось лишь со второй попытки. На заседании набсовета 23 декабря 2020 года потребители электроэнергии наложили вето, но на набсовете 13 января оно было преодолено.

Однако набсовет «Совета рынка» не отменил штрафы полностью, а лишь дал возможность сократить их объём. Для этого дочерняя компания «Энел Россия» должна была уговорить каждого конкретного потребителя ценовой зоны подписать соглашение о невзыскании штрафов. Азовская ВЭС ещё не запущена, компания планирует ввести её в июне. Гендиректор «Энел Россия» Стефан Звегинцов в марте заявлял, что компания рассматривает возможность вновь обратиться в «Совет рынка» за отменой штрафов. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», гарантированный платёж этой ВЭС после запуска составит около 128 млн рублей, а объём штрафа за один месяц – 32 млн рублей.

«Другие энергокомпании в схожих условиях не увиливали и добросовестно уплатили штрафы. Оснований для поблажек в этом случае промышленники не увидели – объяснения срыва сроков ввода, которые представила компания, выглядят сомнительно, времени для стройки было вполне достаточно, а форс-мажором могут прикрываться собственные просчёты энергетиков», – заявили в «Сообществе потребителей энергии».

«Энел Россия» строит в России три ВЭС на 362 МВт по договорам поставки мощности (гарантируют возврат инвестиций через повышенные платежи оптового рынка). Срок договора – 15 лет, базовая доходность – 12%. Если инвестор задерживает поставку мощности, то на него налагается штраф в размере 25% от обязательного платежа за мощность. Компания уже предупредила о задержке ВЭС на 201 МВт на Кольском полуострове на пять месяцев до мая 2022 года. Штраф за задержку Кольской ВЭС, по подсчётам Владимира Скляра, может составить 65 млн рублей в месяц.

Коммерсант