Генераторы обеспокоены резким ростом цен на металл, просят Минэнерго собрать совещание с Минпромторгом
«Совет производителей энергии» (СПЭ, объединяет крупнейшие генерирующие компании) в письме замминистра энергетики Павлу Сниккарсу выразил озабоченность в связи с внезапным резким ростом цен (на 30-150%) на продукцию металлургического комплекса на рубеже 2020-2021 годов. В связи с этим энергетики попросили Минэнерго провести совещание с участием Минпромторга и обсудить мер по стабилизации цен на продукцию металлургов.
По данным членов СПЭ, рост цен в январе в сравнении с декабрём составил на трубы электросварные – 31%-72%, на арматуру – 103%, на сортовой прокат – 96%-103%, на листовой прокат – 89%-157%.
Раннее аналогичное заявление о необходимости сдержать рост цен на металл внутри страны сделала Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, указывают генераторы. В последнем квартале прошлого года цены на металл в регионе увеличились на 25–40%, с начала года цены на металл выросли на 50%. При этом резкий рост, по мнению нижегородских предпринимателей, не имеет объективной причины и может спровоцировать «глубокие негативные последствия в ближайшей перспективе». СПЭ также отмечает, что на российском рынке нет объективных причин подобного роста цен на металлопродукцию с учётом цен на сырье, электроэнергию и мощность.
По итогам 2020 года одноставочная цена оптового рынка составила в 1 ценовой зоне ОРЭМ 2,543 рубля за 1 кВт*ч, во второй – 1,779 рубля, что выше значений 2019 года на 3,4% и 0,6% соответственно при официальном уровне инфляции в 4,9%. Согласно данным Росстата, на внутреннем рынке цены на сырье нарастающим итогом за январь-ноябрь 2020 года выросли: на графит – на 12,3%, на руду и концентраты цветных металлов – на 8,3%, товарная необогащенная железная руда подорожала на 5,5%. В целом, по предварительной оценке Росстата в 2020 году цены производителей промышленных товаров в России в годовом выражении выросли на 3,6%.
Энергетики отмечают, что существенного спада промпроизводства, который мог бы вызвать дефицит и рост цены, в прошлом году не наблюдалось. В ноябре, по данным Росстата, уровень промышленного производства составил 94% от уровня октября 2019 года. Более того, в некоторых регионах промышленность продемонстрировала рост производства, говорят в СПЭ. Росстат пока приводит статистику за три квартала 2020 года. В сравнении с тем же периодом 2019 года зафиксирован рост индекса промышленного производства: в Тамбовской области на 7%, в Воронежской – на 6,8%, в Орловской – на 3,5%, в Липецкой – на 3,4%, в Белгородской – на 1,3%. При этом, по данным «Системного оператора ЕЭС», на металлургических и химических предприятиях Черноземья (в частности, предприятия, входящие в НЛМК, «Металлоинвест», «Сибур»), у структур РЖД, на цементных заводах, атомных станциях (собственные потребности) в 2020 году наблюдался рост энергопотребления.
«Таким образом, единственной и основной причиной почти двукратного, роста цен на металлопродукцию мог стать высокой спрос на металлопродукцию со стороны Китая, основного мирового импортёра железной руды, где за год цены выросли на 65%. На фоне роста цен на внешнем рынке российские металлургические компании выравнивают цены внутреннего рынка в долларовом эквиваленте. И российские металлотрейдеры отказываются от поставки продукции по ценам на внутренний рынок, предусмотренным при планировании закупок», – указано в релизе СПЭ.
В сложившихся условиях приобретение металлопродукции генерирующими компаниями по текущим ценам неминуемо приведёт к сокращению объёма ремонтных и инвестиционных программ, что крайне негативно отразится на подготовке к ОЗП. Так, только в отношении «Квадры» сохранение планового объёма закупок металлопродукции потребует дополнительно более 200 млн рублей, указывают в ассоциации энергокомпаний.
В связи с вышеизложенным, «Совет производителей энергии» обратился в Минэнерго с инициативой «провести межведомственное совещание совместно с Минпромторгом для выработки мер по стабилизации рынка цен на продукцию металлургического комплекса», сообщили в СПЭ.
Как указывает «Интерфакс», в конце прошлого года строительные компании назвали одной из причин резкого повышения стоимости жилья в новостройках рост цен на металлопродукцию, в том числе арматуру. На этом фоне в Минпромторге стал обсуждаться вопрос возможного введения регулирования экспорта металлургического сырья, в том числе полного запрета экспорта лома чёрных металлов и введения пошлин на вывоз железорудного сырья.
Как сообщалось, с конца января этого года была повышена смешанная пошлина на экспорт лома черных металлов – до 5%, но не менее 45 евро/тонна (ранее – 5%, но не менее 5 евро/тонна). В интервью «Интерфаксу» на этой неделе глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что это было компромиссное решение, учитывая, что не все металлурги заинтересованы в высоких пошлинах на лом.
«Мы уже видим, что цена на арматуру пошла вниз, в том числе, как мы считаем, на это повлияло и решение по лому. Введение более жёсткого ограничения на вывоз лома будет зависеть от того, как будет складываться конъюнктура», – отметил он.
На текущий момент наиболее действенным механизмом стабилизации цен на металлопродукцию для строительного сектора, по мнению г-на Мантурова, является заключение прямых формульных контрактов между металлургами и девелоперами, а для небольших компаний целесообразно консолидировать закупки. Вводить регулирование экспорта железорудного сырья глава Минпромторга считает избыточным и чреватым рисками потери доли на мировом рынке. При этом доходы металлургов от экспорта своей продукции, выросшие на фоне увеличения мировых цен, должны реинвестироваться в производство, а не направляться на дивидендные выплаты.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников также заявил на этой неделе, что процесс корректировки цен на металлопродукцию за счёт экспортных пошлин является сложным: необходимо бороться с картелями и развивать систему долгосрочных контрактов.
«Мы находимся в открытой экономике и, к сожалению, влиять (на цены – ред.) непосредственно через экспортные пошлины, учитывая открытые границы, крайне сложно, – сказал г-н Решетников. – Там, где можно было принять решения, мы их приняли ещё в декабре, а именно по лому металлов. Дальше их (цены – ред.) надо сдерживать в режиме антикартельных механизмов, в режиме соглашений и прямых поставок на государственные нужды, в режиме развития и заключения долгосрочных контрактов…».
В декабре 2020 года было принято решение о создании рабочей группы с представителями компаний металлургического сектора, Минстроя и девелоперов, которая проводит еженедельные совещания для обсуждения ситуации на рынке стального проката.
Жалобы застройщиков по поводу роста цен на арматуру в декабре более чем на 40% президенту Владимиру Путину озвучил в конце прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин. По этому поводу жаловался Клуб инвесторов Москвы (объединяет крупнейших московских девелоперов). Рост цен на сталь металлурги объясняли их восстановлением на фоне отложенного спроса после резкого падения из-за пандемии COVID-19 и связанными с этим ограничениями. Ассоциация «Русская сталь» в конце прошлого года заявила, что основным двигателем роста цен на жилье является ажиотажный спрос, вызванный предоставленными мерами государственной поддержки, в частности, льготной ипотеки, а не подорожавшая арматура, поскольку доля металлопроката в стоимости квадратного метра составляет от 3% до 6,55% в зависимости от типа строения.