Ъ: «Минэнерго изменило схему энергоснабжения Восточного полигона РЖД, снизив расходы на 39 млрд рублей»
Минэнерго изменило схему строительства генерации для электрификации БАМа и Транссиба, отказавшись от сооружения новых ТЭС в Советской Гавани и на юге Приморского края. Вместо этого министерство предлагает провести модернизацию на Приморской ГРЭС, принадлежащей СУЭК Андрея Мельниченко, и построить новые энергоблоки на Партизанской ГРЭС «РусГидро», а также провести ЛЭП до Советской Гавани. В итоге общая мощность генерации снизится с 1,4 ГВт до 1,116 ГВт, а предварительные затраты по проекту сократятся с 305 млрд рублей до 266 млрд рублей.
Минэнерго скорректировало схему строительства дополнительной генерации для энергоснабжения Восточного полигона. В частности, по-прежнему предлагается построить ТЭС «Пеледуй» в Бодайбинском районе Иркутской области на 456 МВт и расширить угольную Нерюнгринскую ГРЭС «РусГидро» на два энергоблока по 215 МВт каждый. Но решено отказаться от новых угольных ТЭС в Советской Гавани (в районе порта Ванино) на 260 МВт и в Находке на юге Приморского края мощностью до 280 МВт, говорят источники издания, знакомые с обсуждением вопроса.
Планы РЖД по расширению БАМа и Транссиба до пропускной способности 180 млн тонн к 2024 году потребуют строительства дополнительной генерации и нескольких тысяч километров электросетей вдоль трасс. Вопрос стоимости и механизмов финансирования строительства сетевой инфраструктуры пока не решён.
Вместо этого предложено модернизировать Приморскую ГРЭС, увеличив её коэффициент использования установленной мощности (принадлежит «Сибирской генерирующей компании» СУЭКа) и увеличить мощность Партизанской ГРЭС (200 МВт) «РусГидро» на 280 МВт, а также провести третью цепь ЛЭП 220 кВ Комсомольская–Селяхино–Ванино. Схему энергоснабжения должны утвердить 21 декабря на правительственной комиссии по электроэнергетике.
В Минэнерго подтвердили, что оптимизированный вариант схемы внешнего электроснабжения Восточного полигона предполагает отказ от строительства новых ТЭС в Совгавани и на юге Приморского края в пользу модернизации Приморской ГРЭС и расширения Партизанской ГРЭС со строительством третьей цепи ЛЭП. Итоговую экономию Минэнерго оценивает более чем в 30 млрд рублей.
Таким образом, в совокупности для Восточного полигона будет построено до 1,166 ГВт новой мощности. Предварительный CAPEX всего проекта, по данным газеты, снизился с 305 млрд рублей до 266 млрд рублей. Модернизацию Приморской ГРЭС планируется провести до 2024 года, новые энергоблоки на Нерюнгринской ГРЭС построят в 2025 году, на Партизанской ГРЭС – в 2026 году.
Инвестора строительства ТЭС в Пеледуе будут выбирать по итогам технологически нейтрального конкурса, то есть новый энергообъект может быть построен на основе любого источника энергии, победившего в отборе, в том числе, это могут быть электросети, зелёная генерация и ГЭС. Конкурс, согласно материалам правкомиссии, могут провести уже в 2021 году. En+ планирует заявить на отбор проект строительства Тельмамской ГЭС, «Интер РАО» и «Газпром энергохолдинг» также не исключали возможности участия в отборах. Нагрузка от этого проекта ляжет на потребителей второй ценовой зоны.
«РусГидро» будет строить новые энергоблоки на Дальнем Востоке за счёт целевой надбавки для всего оптового энергорынка. В компании сообщили, что считают целесообразным реализацию проекта строительства новых блоков на Нерюнгринской ГРЭС, проект строительства второй очереди Партизанской ГРЭС для компании пока новый. «Для нас приоритетными являются проекты модернизации и строительства выбывающих объектов тепловой генерации (четыре электростанции), но если правительство поручит расширение Партизанской ГРЭС для Восточного полигона, то мы будем и этим заниматься, но важно определить и прогарантировать механизм возврата инвестиций», – отметили в «РусГидро».
В СГК от комментариев отказались.
По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитал», оценочная стоимость проекта Партизанской ГРЭС может составить 30–35 млрд рублей, третьей ветки ЛЭП Комсомольская–Селяхино–Ванино – 10 млрд рублей, модернизация Приморской ГРЭС без работ по смене топлива или переходу на парогазовый цикл – около 20–25 млрд рублей.
Коммерсант