Модернизация ТЭС в 2022-2026 годах снизит углеродный след российской энергетики на 5%

По оценкам «Совета рынка», оптовый энергорынок будет платить за модернизацию 21 ГВт старых ТЭС по 25–45 млрд рублей в год, передал «Коммерсант» 21 декабря. Суммарная дополнительная нагрузка после ввода проектов 2022–2026 годов оценивается в 230 млрд рублей до 2035 года. Цена оказалась ниже прогнозов, но обновление станций будет поверхностным, говорят аналитики, которые допускают пересмотр правил программы. Но, даже оставшись относительно недорогой, она позволит снизить углеродный след энергетики РФ на 5%.

«Совет рынка» по просьбе газеты проанализировал результаты пятилетних отборов проектов по программе модернизации старых ТЭС с запуском в 2022–2026 годах. На конкурсах победил 101 объект мощностью более 21 ГВт (около 9% энергосистемы). Ожидаемая стоимостная нагрузка на энергорынок от их реализации составит 25–45 млрд рублей в год (в зависимости от года). Суммарная дополнительная финансовая нагрузка – около 230 млрд рублей до 2035 года (в ценах 2021 года). Стоимость отобранных проектов оказалась существенно ниже прогнозов благодаря конкуренции, подчёркивают в «Совете рынка».

Программа модернизации старых ТЭС запущена в 2019 году. Отборы на 2022–2025 годы проводились в два этапа: 85% квоты отбирались через конкурс по наименьшей цене, остальные 15% – на «ручном» отборе правительственной комиссии (на 2025 год квота была увеличена до 2,8 ГВт). В этом году «ручной» этап был отменен.

Проекты в конкурентной части, как правило, содержат минимальный набор мероприятий. «С точки зрения создания дополнительной стоимостной нагрузки на рынок это хорошо. Но с точки зрения цели проведения таких отборов обновление генерации, возможность реализации серьёзных мероприятий по замене основного оборудования или даже перехода на более эффективные парогазовые технологии – это не очень хорошо», – считают в регуляторе.

На пятилетних конкурсах победили 62 проекта по модернизации ТЭЦ, 39 – по модернизации ГРЭС. 42 проекта предусматривают комплексную замену турбины, 7 – замену котлоагрегата, лишь 2 проекта – перевод на парогазовый цикл (Заинская ГРЭС «Татэнерго» и Нижнекамская ТЭЦ «Татнефти»). По оценкам «Татэнерго», на долю ГРЭС приходится 75% всего объёма модернизации, а на ТЭЦ – только 25%, хотя ГРЭС в общем объёме тепловых станций РФ составляет 46%. Подавляющее большинство проектов – неглубокое обновление станций, подлинной модернизации угольных блоков нет совсем, говорит старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников.

Среди победителей пятилетних отборов – 20 компаний. Абсолютный лидер – «Интер РАО», получившее 8,45 ГВт, или 40% всего объёма, подсчитал Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». «Юнипро» (подконтрольна немецкой Uniper) выиграло 3,3 ГВт (16%), Сибирская генерирующая компания (входит в СУЭК Андрея Мельниченко) забрала около 2 ГВт (10%).

Среди проектов «Интер РАО» и «Юнипро» доминируют конденсационные электростанции (а не более дорогие и сложные проекты ТЭЦ), в том числе мощные блоки одинаковых типоразмеров, что создаёт предпосылки для сокращения затрат за счёт эффекта масштаба, полагает Юрий Мельников. У таких крупных компаний, как «Интер РАО» и «Юнипро», высокий кредитный рейтинг, позволяющий им привлекать заёмные средства под более низкие проценты, добавляет партнёр КПМГ в России и СНГ Василий Савин.

По оценкам Владимира Скляра, модернизация уже отобранных проектов с учётом изменения топливного баланса (меньшая загрузка угольных и старых газовых блоков в пользу модернизированных, перевод с угля на газ) позволит снизить удельные выбросы СО2 в энергетике на 21,3 г на 1 кВт/ч, или на 5%.

Учитывая достаточно низкую стоимость проектов (1/5 от стоимости нового строительства), это существенное снижение углеродного следа за относительно небольшие деньги по сравнению с сооружением ВИЭ», – считает аналитик.

«Не все поставленные перед механизмом модернизации цели в полной мере выполняются», – признают в «Совете рынка», но отмечают, что благодаря изменению правил программы все отобранные на 2026 год проекты предусматривают комплексную замену турбины или котельного оборудования.

С учётом снижения энергопотребления, развития ВИЭ, проведения конкурсов по разработке газовых турбин, возможного влияния трансграничного углеродного регулирования и риска ухода крупных потребителей на свою генерацию, уточняет Василий Савин, можно предположить, что «программа модернизации без комплексного подхода к долгосрочному целеполаганию в отрасли может быть пересмотрена в неопределённый момент в будущем».

Коммерсант