За 5 лет с ОРЭМ на розничный рынок выведено 1,25 ГВт генмощностей

За последние пять лет 49 электростанций суммарной мощностью 1,2 ГВт решили торговать электроэнергией на розничном рынке – напрямую с потребителем или сбытовой компанией, передал «Коммерсант» 29 сентября. Таким способом ТЭС может вчетверо увеличить доход, отмечают эксперты, а прямой покупатель – сэкономить до 10% от стоимости электроэнергии. Остановить уход генерации могут только специальные ограничения, говорят участники рынка.

Оптовый энергорынок теряет привлекательность для генерирующих компаний. С 2015 года в розничный сегмент ушли 49 электростанций суммарной установленной мощностью 1,25 ГВт, сообщили в «Совете рынка». По правилам с опта на розницу могут перейти станции мощностью не более 25 МВт, а крупным объектам это запрещено. Как отмечают в «Совете рынка», переход происходит по экономическим причинам, поскольку условия работы на розничном рынке для некоторых станций оказываются более привлекательными.

Стоимость электроэнергии на оптовом рынке складывается из двух составляющих – мощности (готовность к работе) и электроэнергии (реально выработанные киловатт-часы). У большинства ТЭС платёж за мощность формируется через механизм конкурентного отбора мощности (КОМ). Однако часть станций получает ещё и разные доплаты: надбавку по программе договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций в строительство объекта), для снижения энерготарифов на Дальнем Востоке, строительства новой генерации в Калининградской области и Крыму. Из-за роста числа надбавок средняя одноставочная цена оптового рынка постоянно растёт: в январе-июле, согласно отчёту «Совета рынка» она составляла 2,5 тыс. рублей за 1 МВт/ч в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и 1,8 тыс. рублей – во второй (Сибирь).

На розничном рынке цена формируется по-другому. Электростанция мощностью менее 25 МВт продаёт электроэнергию конкретному потребителю, гарантирующему поставщику (ГП) или энергосбытовой компании (ЭСК). Причём договорная цена не может быть выше одноставочной цены оптового рынка. Если станция получает только платеж по КОМ, но не получает других доплат за мощность, то ей становится выгоднее договориться с потребителем напрямую. Кроме того, у производителей электроэнергии на розничном рынке отсутствуют требования по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, а также нет необходимости проходить процедуру отбора мощности, добавляют в «Совете рынка». Некоторые генераторы специально снижают мощность своих станций, чтобы уйти на розничный рынок.

В Совете производителей энергии (СПЭ) заявили, что на розничный рынок в первую очередь уходят объекты, которые не могут конкурировать с высокоэффективной генерацией на оптовом рынке. В СПЭ считают, что необходимо поднимать вопрос о доработке моделей оптового и розничного энергорынков, в том числе через развитие института свободных двусторонних договоров, выравнивание условий функционирования распределённой генерации и генерации оптового рынка. В Ассоциации ГП и ЭСК соглашаются, что без введения специальных ограничений тренд на уход генерации с оптового энергорынка будет продолжаться.

«Учитывая стилистику инициатив по введению оплаты сетевого резерва и дифференциации тарифа ФСК, не исключаем, что вместо ликвидации нерыночных надбавок для восстановления привлекательности оптового рынка могут появиться предложения о рестрикциях и надбавках для розничной генерации», – говорят в «Сообществе потребителей энергии».

Розничный сегмент более интересен для генераторов: они получают возможность продать мощность в четыре раза дороже, чем на оптовом рынке, а также избавиться от невыгодных обязательств по регулируемым договорам, говорит партнёр Vygon Consulting Алексей Жихарев. Причём прямой покупатель получит от такого генератора цену ниже на 5-10%, чем от ГП, продолжает он. Но для потребителей, покупающих электроэнергию и мощность с оптового рынка, исход генерации в розничный сегмент будет означать повышение конечных цен. По оценкам Алексея Жихарева, дополнительные 1,2 ГВт в рознице повышают совокупную нагрузку для таких потребителей более чем на 10 млрд рублей в год.

Коммерсант