Компенсации за дорогой газ в Хабаровском крае не дошли до «РусГидро»
Хабаровский край попросил финансовой помощи из госбюджета для возмещения убытков дальневосточных электростанций «РусГидро», возникших из-за роста цен на газ. Потери компании превышают 3 млрд рублей и, по мнению экспертов, будут и дальше расти из-за политики сдерживания энергоцен на Дальнем Востоке. Госбюджет уже направлял региону дотации, говорят в Минфине, но деньги почему-то не дошли до компании. «РусГидро» пытается взыскать часть суммы через суд, но пока безуспешно, передал «Коммерсант» 3 июня.
Минфин Хабаровского края обратился в правительство РФ за финансовой помощью для компенсации затрат потребителей региона, возникших из-за роста стоимости газа, сообщили в краевом ведомстве. Речь идёт о потерях электростанций Дальневосточной генерирующей компании (ДГК, входит в «РусГидро»), которые покупают газ у консорциума «Сахалин-1». В «РусГидро» сообщили, что также просят предусмотреть в госбюджете на 2020 год целевые дотации. Размер дотации на покрытие убытков в 2016–2020 годах, по оценкам комитета тарифов и цен правительства Хабаровского края, должен составить около 3,3 млрд рублей,. В правительстве РФ комментариев не дали.
Электростанции ДГК в Хабаровском крае несут убытки из-за жёсткого госрегулирования тарифов на тепло и электроэнергию в регионе. ФАС ежегодно устанавливает предел тарифа (4 рубля за 1 кВт/ч в первом полугодии, 4,23 рубля – во втором), рост цен для населения ограничен 4% в год. Поэтому в тариф невозможно включить полную стоимость газа «Сахалина-1». Его цена зависит от стоимости нефти и курса доллара. Например, в 2015 году из-за скачка курса цена на газ в Хабаровском крае выросла с 7,5 млрд до 11 млрд рублей за год.
Обычно проблема решалась в ручном режиме. Так, в 2015 году региону выделили целевую субсидию для ДГК в размере 2,07 млрд рублей, сообщили в краевом минфине. В 2016–2017 годах у ДГК образовались потери уже в размере 2,3 млрд рублей, однако с возвратом денег возникли сложности. Минфин по поручению президента в 2019 году предоставил региону дотацию. Но правительство Хабаровского края «использовало полученные дотации на покрытие кассового разрыва бюджета, не предоставив ДГК средств», утверждают в компании. В Минфине РФ сообщили, что дотация в размере 6,4 млрд рублей была перечислена региону в полном объёме. При определении расчётного объёма расходов края были учтены затраты ДГК на покупку газа, говорят в министерстве, «однако дотации предоставляются без указания конкретных целей их использования, регион сам определяет, куда направить деньги». В минфине края настаивают: дотация именно на цели покрытия расходов ДГК не выделялась.
В результате дело об убытках хабаровских ТЭС дошло до суда: в августе 2019 года ДГК потребовала взыскать 2,3 млрд рублей с минфина Хабаровского края, но проиграла спор. Сейчас он в апелляционной инстанции. Универсального подхода к подобным спорам нет, скорее всего, точку в деле поставит Верховный суд, говорит партнёр Vegas Lex Евгений Родин. Однако он не исключает и мирового соглашения, поскольку, пока идёт суд, могут возникнуть сложности с использованием иных способов возмещения финансовых потерь, например путём учета их в будущих периодах. В краевом минфине говорят, что мировое соглашение с ДГК не обсуждалось.
В Минэнерго и ФАС сообщили, что выступают за компенсацию расходов ДГК за счёт бюджета. Как уточнили в ДГК, вопрос возврата денег через надбавку к цене мощности потребителей оптового рынка не рассматривается. Цены на электроэнергию в Хабаровском крае ниже среднероссийских, поэтому он не включён в систему субсидирования за счёт надбавки, отметил заместитель руководителя ФАС Виталий Королёв.
Между тем потери ДГК из-за роста цен на газ продолжают расти. В текущем году они могут достигнуть 681,2 млн рублей, подсчитали в комитете тарифов и цен правительства Хабаровского края. Убытки ДГК за 2016–2019 годы – 27,38 млрд рублей, задолженность по кредитам на конец 2019 года – 79,6 млрд рублей.
Политика сдерживания тарифов на Дальнем Востоке привела к созданию сложной системы бюджетных субсидий, ценовых надбавок и корректировок, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting. «Система непрозрачна для потребителей и, как оказалось, не удовлетворяет сами энергокомпании, в частности «РусГидро», – отмечает аналитик.