Цена мощности ПАТЭС может превысить 7 млн рублей за 1 МВт в месяц

«Росэнергоатом» (РЭА), отвечающий за российские АЭС «Росатома», предлагает увеличить цену на мощность для своих станций на Чукотке. В 2021 году тариф для новой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) может составить 7 млн рублей за 1 МВт в месяц, а для Билибинской АЭС – 13 млн рублей, написал 17 апреля «Коммерсант». По оценке экспертов, это в два-пять раз выше, чем наиболее преференциальная цена на мощность на оптовом рынке (для «зелёных» станций). Участники рынка опасаются, что увеличится и нагрузка на потребителей других регионов, доплачивающих за снижение тарифов на Дальнем Востоке через специальную надбавку к цене оптового рынка. В этом году из-за ввода ПАТЭС надбавка уже выросла на 3,6 млрд рублей, отмечают в ФАС.

«Росэнергоатом» (РЭА, входит в «Росатом», владеет российскими АЭС) подготовил предложения по тарифам для станций на Чукотке – Билибинской АЭС (48 МВт) и плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС, 70 МВт). Так, стоимость мощности Билибинской АЭС в первом полугодии 2021 года может составить 11,36 млн рублей за 1 МВт в месяц, а во втором полугодии – уже 13,35 млн рублей. Для сравнения, цена на мощность для станций без дополнительных преференций – цена конкурентного отбора мощности – в 2021 году составит 134,4 тыс. рублей за 1 МВт в месяц в европейской части России и 225,3 тыс. рублей в Сибири. Билибинская АЭС в 2020 и в 2021 годах должна выработать 140,7 млн кВт/ч электроэнергии.

Предлагаемый тариф ПАТЭС в 2021 году находится на уровне 7,11 млн рублей за 1 МВт в месяц. Стоимость мощности ПАТЭС будет постепенно расти, ко второму полугодию 2025 года она составит 7,77 млн рублей за 1 МВт в месяц. Хотя ещё в прошлом году РЭА предлагал установить стоимость мощности ПАТЭС около 6 млн рублей на 2021 и 2022 годы. Выработка электроэнергии ПАТЭС запланирована ежегодно на уровне 171,5 млн кВт/ч. ПАТЭС впервые выдала электроэнергию в сеть в декабре 2019 года. Предполагается, что станция заменит Билибинскую АЭС.

Чукотка входит в Дальневосточный федеральный округ (ДФО), тарифы там регулируются государством. С 2017 года правительство запустило механизм снижения тарифов на электроэнергию в ДФО за счет ценовой надбавки для потребителей оптового рынка. В этом году потребители европейской части России, Урала и Сибири заплатят 37,6 млрд рублей для снижения тарифов во всем ДФО, из них 8,85 млрд рублей – на Чукотке. В первом полугодии этого года максимальный уровень тарифа на Чукотке составлял 2,25 рубля за 1 кВт/ч, а во втором полугодии – уже 3,9 рубля за 1 кВт/ч (без НДС), пишет «Коммерсант». Пока механизм снижения тарифов в ДФО действует до конца 2020 года, но в правительстве обсуждают различные варианты его продления.

Ввод в эксплуатацию ПАТЭС уже повлиял на увеличение дальневосточной надбавки, сообщил заместитель руководителя ФАС Виталий Королёв. «Если в 2019 году средства, учитываемые в надбавке для Чукотского автономного округа, составляли 4,8 млрд рублей, то в 2020 году уже 8,9 млрд рублей. В сумме прироста 3,6 млрд рублей – расходы на ПАТЭС», – говорит он.

Предложения РЭА по тарифам на 2021 год ведомство сейчас комментировать не готово. Регулирующий орган Чукотского автономного округа проанализирует тарифную заявку организации и подаст в ФАС предложения по предельным уровням тарифов, пояснил г-н Королёв. Федеральный закон о продлении действия дальневосточной надбавки ещё не принят, добавляет он. В Минэнерго не ответили на запрос, в РЭА отказались от комментариев.

«Было бы оптимально синхронизировать ввод и вывод замещающих друг друга объектов, а если это невозможно – исключить возмещение расходов на содержание дублёра за счёт потребителей, тем более недопустимо возлагать эти затраты на потребителей оптового рынка», – сообщили в «Сообществе потребителей энергии».

Очевидно, что предложенные тарифы станций в разы выше других проектов новой генерации: до десяти раз выше проектов ДПМ (новых станций, строящихся на условиях возврата инвестиций) и в два-пять раз выше даже ДПМ ВИЭ, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Однако в условиях изолированности зоны, требований по бесперебойности и надёжности энергоснабжения и перспективности использования плавучих АЭС такая высокая цена является платой за каскадный положительный эффект проекта для экономики в целом, полагает он. «Кто будет платить такую цену – ключевой вопрос в этих рассуждениях», – отмечает эксперт.

Коммерсант