МЭР и Минэнерго сочли корректным отбор Красноярской ТЭС-3 СГК для модернизации

Минэкономразвития (МЭР) и Минэнерго отмели все претензии промышленного лобби к дорогостоящему проекту модернизации Красноярской ТЭЦ-3 «Сибирской генерирующей компании» (СГК). Проанализировав параметры проекта по поручению экс-куратора ТЭКа вице-премьера Дмитрия Козака, Минэкономики пришло к выводу, что он полностью соответствует критериям отбора даже с учётом высокого CAPEX. Но крупный бизнес по-прежнему считает стоимость проекта завышенной минимум вдвое и просит вмешаться в ситуацию уже нового вице-премьера Юрия Борисова.

МЭР пришло к выводу, что проект модернизации Красноярской ТЭЦ-3 СГК (входит в СУЭК Андрея Мельниченко) полностью соответствует критериям отбора правительственной комиссии по электроэнергетике. Это следует из доклада ведомства о рассмотрении технологического и ценового аудита (ТЦА) проекта (документ от 17 марта). В докладе сообщается, что ТЦА соответствует техническому заданию, разногласий с Минэнерго и СГК по этому вопросу не осталось.

Проект модернизации Красноярской ТЭЦ-3 (208 МВт) стоимостью 22,96 млрд рублей попал в программу модернизации старых ТЭС по квоте правкомиссии. Эта часть отбора, в отличие от общего конкурса, не ограничена предельным CAPEX, что даёт возможность попасть в программу дорогостоящим проектам. Но в «Сообществе потребителей энергии» посчитали, что CAPEX Красноярской ТЭЦ-3 в 1,6 раза выше типовых затрат, на 53–47% больше удельных затрат новых атомных энергоблоков, а цена поставки электроэнергии Красноярской ТЭЦ-3 в четыре раза выше проектов модернизации угольной генерации Сибири. Сроки окупаемости проекта сокращены в два раза, а компания использует устаревшие технологии. Ассоциация просила правительство провести ТЦА, вице-премьер Дмитрий Козак, на тот момент курирующий ТЭК, поручил это МЭР.

В Минэкономразвития в своём докладе отклонило все претензии промышленников, пояснив, что инвестор имеет право выбирать проекты модернизации, в том числе их ценовые параметры, а «конкурсные процедуры обеспечивают эффективность отбора проектов». Красноярская ТЭЦ-3 отбиралась по системе критериев, к которым относились экономика проекта, экология, инновации и эффективность, техсостояние. В итоге проект занял третье место среди одиннадцати, представленных для обновления в Сибири. Аудиторы утверждали, что удельный CAPEX аналогичных проектов в 1,5–2,5 раза выше, чем у Красноярской ТЭЦ-3, при этом её модернизация обойдется дешевле нового строительства на 26%.

Но в «Сообщество потребителей энергии» разногласия по проекту урегулированными считать отказываются и не оставляют попыток удешевить проект. В ассоциации настаивают, что во время отбора по госквоте были нарушения: в постановлении правительства нигде отдельно не записано, что ценовые ограничения не применяются и во время отбора правкомиссии. По расчётам ассоциации, с учётом ограничения по CAPEX и прибыли от продажи электроэнергии стоимость проекта Красноярской ТЭЦ-3 могла быть снижена вдвое, до 11,26 млрд рублей. Крупный бизнес 3 марта вновь попросил скорректировать параметры проекта нового вице-премьера Юрия Борисова.

В МЭР и Минэнерго не ответили, в СГК отказались от комментариев. В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) сообщили, что не видят противоречий в нормативных актах, поскольку в отношении Красноярской ТЭЦ-3 ценовая заявка на отбор модернизации не подавалась, а в перечень отобранных он был включен по решению правкомиссии.

«Проект был отобран по госквоте по множеству параметров, среди которых и соображения экологии и поддержки угольной генерации в стране и прочее», – говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». В этой логике проект полностью обоснован, хотя есть и более дешёвые претенденты на их долю квоты, добавляет эксперт.

Коммерсант