Счётная палата: «Тепло от новых станций «РусГидро» в ДФО используют лишь частично»
Тепло от первой очереди Якутской ГРЭС-2, запущенной в октябре 2017 года, используется лишь на уровне 21% в пиковый период из-за неготовности инфраструктуры, недобор есть и по новой ТЭЦ в Благовещенске, при этом в Якутии планируется строить вторую очередь электростанции, говорится в отчёте Счётной палаты РФ.
Палата проверила проекты четырёх электростанций на Дальнем Востоке, на строительство которых «РусГидро» получило 50 млрд рублей из бюджета РФ. Первая очередь Якутской ГРЭС-2 и вторая очередь Благовещенской ТЭЦ уже построены. Сахалинскую ГРЭС-2 компания планирует запустить в конце октября – начале ноября, ТЭЦ в городе Советская Гавань – в конце второго квартала 2020 года (Счётная палата в отчёте со ссылкой на компанию «ССИ Инжиниринг» говорит о завершении строительства в третьем квартале).
«Тепловая мощность Якутской ГРЭС-2 (первая очередь) используется на уровне 21% в пиковый период... При этом правительством РФ принято решение о дальнейшем расширении Якутской ГРЭС-2 – до 31 декабря 2025 года ПАО «РусГидро» поручено строительство Якутской ГРЭС-2 (вторая очередь) с производительностью 170–220 Гкал/ч», – говорится в отчёте.
В Якутске прошла госэкспертизу документация по переключению потребителей с котельных к ГРЭС-2. Стоимость мероприятий – 182,7 млн рублей, но в бюджете города средства не предусмотрены. Также не определены источники финансирования для реконструкции схемы теплоснабжения города Советская Гавань, вопрос пока без результатов прорабатывается с потенциальным концессионером.
В первом полугодии 2019 года отбор тепла по Благовещенской ТЭЦ составил 50 Гкал/ч из предусмотренных проектом 188 Гкал/ч. В действующей схеме теплоснабжения города в качестве источников финансирования строительства около трех километров теплосетей предусмотрены средства собственника – компании ДГК. В её инвестпрограмме это не отражено.
В итоге Счётная палата планирует предложить правительству изменить законодательную базу, чтобы, во-первых, проводить анализ возможностей регионов по использованию новых мощностей, а во-вторых, установить обязательства заявителей (регионов, муниципалитетов, компаний) по потреблению тепла и ответственность за их невыполнение.