Не пройдя модернизационный отбор, ТГК-2 предложила пересмотреть его результаты
ТГК-2 предлагает пересмотреть предварительные итоги первого отбора проектов модернизации старой генерации. Основная претензия компании заключается в том, что до 60-процентной квоты на конкурсе забрали ГРЭС «Интер РАО», а требующие серьезной модернизации ТЭЦ остались без поддержки рынка. Но говорить о массовом недовольстве предварительными итогами пока не приходится: другие крупные генкомпании пока не планируют их оспаривать, хотя и отмечают, что изначально было понятно, что тепловой генерации будет трудно конкурировать с ГРЭС.
ТГК-2 первой из крупных генкомпаний высказала в публичном поле недовольство предварительными итогами отбора проектов модернизации старых ТЭС, которые «Системный оператор» (диспетчер энергосистемы) опубликовал 3 апреля. Ранее компания заявила, что подала заявку на модернизацию четырёх ТЭЦ стоимостью 22 млрд рублей, но отбор не прошла.
В частности, компания требует пересмотра итогов отбора, отмечая, что изначальной целью программы была приоритетная поддержка тепловой генерации. Но де-факто предварительные итоги показали, что рынок мощности будет «переделан в пользу крупной генерации», владеющей ГРЭС, в частности, «Интер РАО», выбравшей 5,1 ГВт из 8,6 ГВт (60%).
Помимо «Интер РАО», в программу модернизации могут попасть объекты «Юнипро» (выбрала 19% квоты), «Иркутскэнерго» (входит в En+, 9%), «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ, 6%) и «Сибирская генерирующая компания» (СГК, 4%). В основном по новому механизму будут модернизировать ГРЭС (60% прошедших предотбор проектов). В программу пока не попали «Квадра», «Т Плюс», «Фортум» (принадлежит финскому Fortum), «Энел Россия» (подконтрольная итальянской Enel). Но у них есть шансы пройти отбор спецпроектов на правкомиссии, где в ручном режиме будет отбираться до 15% общей квоты.
В «Интер РАО» не комментируют претензии ТГК-2. Ранее глава компании Борис Ковальчук заявлял, что удовлетворён предварительными итогами отбора на 2022–2024 годы. Топ-менеджер отмечал, что квота была превышена более чем в два раза, что «свидетельствует о крайне высоком спросе и востребованности разработанного механизма». А «Интер РАО» удалось победить в условиях «высочайшей конкуренции и рыночного механизма отбора проектов модернизации ТЭС».
В ГЭХе и «Т Плюс» сообщили, что не намерены оспаривать предварительные итоги отбора, в «Т Плюс» добавили, что надеются на следующие отборы и отбор проавкомиссии. В СГК (входит в СУЭК Андрея Мельниченко) отметили, что следовали требованиям нормативной документации – «в будущем её можно пересматривать, но причин оспаривать результаты не видим». В «Энел Россия», «Фортуме» и «Юнипро» (контролируется немецкой Uniper) от комментариев отказались. В «Квадре» отметили, что первые результаты отбора не стали неожиданностью: компания много раз заявляла, что ТЭЦ будет сложно конкурировать по условиям с конденсационными станциями (ГРЭС). «Какие-то окончательные выводы по программе модернизации делать рано – на данный момент мы изучаем и анализируем результаты», – пояснили в компании.
В Минэнерго заявили, что генкомпании не обращались в министерство с просьбой пересмотреть итоги отборов. В ведомстве предварительные результаты оценили как «весьма успешные»: в конкурентной борьбе отобрались самые эффективные и не приводящие к существенному росту затрат потребителей проекты.
В «Совете производителей энергии» (СПЭ) (объединяет крупнейшие генкомпании) указывают на то, что главным достижением данного отбора является низкий уровень сложившихся цен на модернизацию – в три раза ниже price cap (потолка цены). Это стало результатом жесткой конкуренции производителей, подчеркивают в ассоциации. «Мы наблюдаем подобные результаты работы рыночных механизмов и на РСВ (рынке на сутки вперед, основной сектор энерготоргов), и в последнем отборе проектов ВИЭ («зелёной» энергетики). Естественно, что результаты по-настоящему конкурентного отбора по определению не могут устраивать всех участников», – комментируют в СПЭ.
В «Сообществе потребителей энергии» сетуют, что реализовались самые худшие опасения потребителей – в предварительный перечень модернизации не попало ни одного проекта с современными парогазовыми установками, комплексная замена турбин будет проходить в единичных случаях, а остальные проекты «свелись к обычному капремонту».