Источники: «Козак отклонил идею повышения тарифов для убыточных угольных ТЭС в 1 ЦЗ»
Вице-премьер Дмитрий Козак неожиданно отказался повышать тариф убыточным угольным ТЭС в европейской части РФ, пишет «Коммерсант» 5 марта. Инициатива продвигалась Минэнерго в интересах крупнейшего владельца угольных станций «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) и должна была до 2026 года гарантировать безубыточную работу Новочеркасской (Нч) ГРЭС. Теперь встаёт вопрос о сохранении НчГРЭС на рынке, что поставит под угрозу сбыт угля, добываемого на территории ДНР и ЛНР.
Вице-премьер Дмитрий Козак, по данным источников, отклонил идею Минэнерго о введении преференций для угольной генерации в европейской части РФ и на Урале (первая ценовая зона). Тем самым была поставлена под вопрос дальнейшая работа убыточной угольной Новочеркасской ГРЭС (ОГК-2, принадлежит ГЭХ), отмечают собеседники газеты. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака на запрос не ответили, в Минэнерго и ГЭХ от комментариев отказались.
Проблема низкой маржинальности угольных энергоблоков в первой ценовой зоне выносилась на уровень правительства много раз, основным лоббистом выступал ГЭХ. Правительство в итоге отказалось масштабно поддерживать угольные ТЭС, но ГЭХ продолжал настаивать хотя бы на точечной поддержке для хронически убыточной НчГРЭС. Эту позицию разделяло и Минэнерго, подготовив проект постановления, по которому станция до 2026 года получит «экономически обоснованный» тариф.
Сейчас НчГРЭС работает в вынужденном режиме (вводится для дорогой, но нужной для энергосистемы или теплоснабжения генерации), этот тариф ежегодно снижается. При этом с 2021 года станция вообще не будет получать платежей за мощность, так как не прошла конкурентный отбор мощности и при этом не заявилась на вынужденный статус. Минэнерго предполагает для НчГРЭС не снижать вынужденный тариф, а индексировать его по инфляции. ГЭХ оценивал, что это обойдется рынку в 1,2 млрд рублей в год. В расчёте на принятие этого решения ГЭХ уже заявил почти 2 ГВт НчГРЭС на получение вынужденного статуса в 2022–2024 годах (правкомиссия по этому вопросу ещё не собиралась).
В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) сообщили, что не знают о каких-либо специальных решениях по НчГРЭС. В ассоциации указали, что станция может быть выведена из эксплуатации с 2021 года, но собственник должен провести замещающие мероприятия – построить сети или новую генерацию. По оценкам ГЭХ, все варианты замещения НчГРЭС обойдутся кратно дороже.
Попавшие под санкции США «Силовые машины» Алексея Мордашова предложили построить новую газовую ТЭС 1,4 ГВт для замещения НчГРЭС и установить на ней пилотные образцы больших газовых турбин, которые пока не производятся в РФ. Вывод НчГРЭС «избавит стороны от дальнейших бессмысленных трат», считает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв, «а на урегулирование связанных с этим решением социальных вопросов и у компании и у региональных властей есть ещё почти два года».
Закрытие НчГРЭС ударит и по поставщикам угля, ключевым сейчас является ООО «Компания «Газ-Альянс», связанное с бизнесменом Сергеем Курченко. Эта компания является единственным крупным трейдером угля, добываемого на территории ДНР и ЛНР. Доля «Газ-Альянса» в портфеле поставщиков ОГК-2 в 2017 году выросла с 5% до 17% (примерно 1,1 млн тонн). В 2017 году расход угля НчГРЭС составил 3,6 млн тонн. Другими крупными поставщиками ОГК-2 были «Южная угольная компания» (18%) и «Донуголь» (6%). Однако в прошлом году обе компании перестали поставлять уголь на НчГРЭС, подтвердили директор по внешнеэкономической деятельности «Южной угольной компании» Роман Крюковский и заместитель коммерческого директора «Донугля» Светлана Чернова. «По сути, это крупнейший потребитель антрацитового угля в России, поэтому вывод ГРЭС из эксплуатации скажется на рынке крайне негативно», – сказал г-н Крюковский.
Максим Худалов из АКРА считает, что при выводе НчГРЭС уголь из ДНР может пойти на Украину (мелочь и отсевы), а сортовой – в Турцию и на Ближний Восток. «Если посмотреть украинскую статистику импорта антрацитовых углей за 2018 год, то только из России закуплено около 3 млн тонн, плюс ещё поставки с территории Белоруссии», – отмечает аналитик. При этом он напоминает, что попытки Киева перейти на уголь из США и ЮАР окончились неудачно, тот оказался дорогим и некачественным.