Минэнерго предлагает установить водные платежи прямоточных ТЭС и АЭС на уровне 30% от текущих

Рост тарифов на водопользование (+15% ежегодно) заставит энергетиков переходить на менее эффективную и экологичную оборотную систему или закрывать нерентабельные станции. Это, в свою очередь, угрожает снижением поступлений в бюджет и ростом тарифов для конечных потребителей, говорится в проекте доклада министерства. Документ был отправлен в правительство 30 ноября, его подлинность подтвердил представитель министерства.

Прямоточные системы водоснабжения используют около 80 российских ТЭС и две АЭС с общей установленной электрической мощностью 49,52 ГВт. Это лишь 26% от общей установленной мощности таких станций в стране, но на них приходится почти 90% (21,7 млрд куб. м) от всего объёма воды, используемой энергетиками. В сравнении с аналогичными ТЭС и АЭС с оборотной системой станции с прямоточным охлаждением используют в 20 раз большее количество воды. Размер переплаты на одну станцию может доходить до 500 млн рублей в год, говорится в докладе. Поглощение водой тепла на электростанции не превращает её в отработанную, объясняет представитель Минэнерго: «Всю использованную воду станции возвращают в водоём абсолютно с теми же химическими свойствами». Платить за неё по общей ставке, как за забранную безвозвратно (сейчас так платят все промышленные потребители), несправедливо, считают энергетики.

Ставка за водопользование устанавливается правительством для каждого водоёма. К 2025 году она вырастет в 4,65 раза от уровня 2014 года. Если ничего не менять, в себестоимости энергии для ТЭС с прямоточными системами платёж за воду вырастет в среднем с 1,9 до 3,7%. Для крупных конденсационных электростанций этот рост может составить до 13%, что, в свою очередь, может привести к закрытию нерентабельных станций или их попыткам перейти на оборотную систему. Дополнительные инвестиции на 1 МВт установленной мощности в этом случае составят около 2,5 млн рублей для ТЭС и 13 млн рублей для АЭС, а в целом отрасли такой переход обойдётся в сумму около 109 млрд рублей.

Рост тарифов на тепло для отдельных станций составит от 3 до 14% сверх инфляции, на электроэнергию для гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний – до 10,9% (к 2025 году). Расход топлива станциями вырастет в среднем на 1,5–2%. Поступления в бюджет при снижении объёмов забора воды до 4,2 млрд куб. м к 2030 году сократятся на 253 млрд рублей до 70 млрд рублей. Минэнерго предлагает компромиссное решение – установить ставки на воду на уровне 30% от текущих, чтобы энергетикам было невыгодно менять систему водоснабжения. В этом случае доходы федерального бюджета от платы за водопользование составят к 2030 году около 106 млрд рублей.

Потенциальная экономия станций на платежах за воду сопоставима с инвестициями в модернизацию систем охлаждения, соглашается руководитель проектов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ (участвовали в разработке доклада – ред.) Сергей Сасим: «Эти проекты будут реализованы, только если это будет выгодно станциям». Некоторые генераторы уже готовят проекты модернизации, знает директор ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин, но считает их неэффективными: «Они увеличивают совокупные издержки производителей и потребителей без увеличения объёмов или качества продукции». Представитель «Интер РАО» подтвердил, что компания оценивает возможность модернизации станций, и, если ситуация не изменится, считает её «экономически целесообразной». Технический директор «Т плюса» Борис Архипов считает, что это экономически неоправданно, но подчёркивает, что у компании немного таких станций. Представители Минфина и Минэкономразвития, «Росэнергоатома» и «Юнипро» не ответили на вопросы. Представители ОГК-2 и «Энел Россия» отказались от комментариев.

Энергетики вряд ли получат снижение ставки на 70%, это будет слишком серьёзным ударом для федерального бюджета, считает аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Алексей Хохлов. «Минэнерго защищает интересы энергетиков, но снижение ставок вряд ли возможно, если энергетики не направят сэкономленные средства на модернизацию систем или снижение цен на энергию, – говорит г-н Хохлов. – Иначе это очень широкий подарок акционерам от бюджета».

Ведомости