ГЭХ хочет получить статус вынужденной генерации для 2 ГВт Новочеркасской ГЭС на 2022-2024 годы
«Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) претендует на получение льготного статуса «вынужденной генерации» для хронически убыточной угольной Новочеркасской ГРЭС в 2022–2024 годах. Пока формально вынужденный тариф для ГРЭС ниже рыночного. Но если по предложению Минэнерго для угольной генерации в европейской части РФ введут дополнительные послабления, Новочеркасская ГРЭС, по оценке аналитиков, будет зарабатывать на 35–50% больше рыночных ставок.
ГЭХ заявил почти 2 ГВт мощности Новочеркасской ГРЭС (НчГРЭС) на получение вынужденного статуса (вводится для дорогой, но нужной для энергосистемы или теплоснабжения генерации) в 2022–2024 годах, следует из анализа заявок генкомпаний, направленного «Советом рынка» в Минэнерго. Заявки утверждает правкомиссия по электроэнергетике. Всего на статус, по данным «Совета рынка», претендуют 4,95 ГВт в 2022 году, 4,43 ГВт – в 2023-м, 4,13 ГВт – в 2024-м. Как пояснили в «Совете рынка», если одобрят все проекты, нагрузка на рынок составит 13 млрд рублей в год, к конечному тарифу это прибавит около 0,3%.
В 2021 году вынужденный режим получают 3,55 ГВт мощности. Блоки №1-5 НчГРЭС работают в вынужденном режиме до 2021 года, шестой и седьмой отобраны в конкурентном отборе мощности (КОМ, основной сектор торговли мощностью) и получают плату с оптового энергорынка. Но на 2021 год блоки КОМ не прошли и не заявлялись на вынужденный статус.
ГЭХ заявлял, что НчГРЭС генерирует убытки, и просил ввести надбавку к тарифу на мощность для угольных станций первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал). В 2015–2018 годах общий убыток НчГРЭС, по оценке компании, составит около 8 млрд рублей, к 2021 году он вырастет до 20 млрд рублей. ГЭХ предлагал ряд вариантов, например, сравнять цены на мощность первой и второй (Сибирь) зон оптового рынка. Проблема угольных ТЭС вносилась в правительство много раз, но Минэнерго и Минэкономики считали варианты решения нерыночными и предлагали, например, закрыть станцию. Сейчас вынужденная генерация получает повышенный тариф, но он ежегодно снижается, что должно подталкивать собственника к её выводу.
Но после того как кураторство сектора перешло от покинувшего правительство вице-премьера Аркадия Дворковича к Дмитрию Козаку, было дано поручение проработать проект постановления по сохранению НчГРЭС «с учётом её социальной значимости в регионе». Минэнерго предложило устанавливать цену на мощность для НчГРЭС из экономически обоснованных затрат (рассчитывает ФАС). Период льготы будет ограничен 2022–2026 годами, но для этого станция должна работать в вынужденном режиме. Как поясняют собеседники, получение вынужденного статуса сейчас формальная процедура для НчГРЭС, это нужно, чтобы в дальнейшем претендовать на повышенный тариф, а до принятия постановления у ФАС нет оснований для его расчёта.
Расчёты «Совета рынка» пока проведены без учёта особого режима: прогнозная цена КОМ для НчГРЭС в 2022 году – 169 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, а вынужденный тариф на 20% ниже – 133 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. Продолжение эксплуатации НчГРЭС оценили в 77 млрд рублей за 15 лет. По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», ГРЭС теряет около 2,6–2,8 млрд рублей в год, для покрытия убытка и условно постоянных затрат экономически обоснованный тариф составит 230–250 тыс. рублей за МВт в месяц.
В ГЭХ, ФАС и Минэнерго от комментариев отказались, в «Совете рынка» отметили, что в действующих правилах работа в вынужденном режиме действительно «менее выгодна, чем продажа мощности данной станции по итогам КОМ, но, возможно, поставщики рассчитывают на изменения в нормативном регулировании, связанные с особыми мерами поддержки угольной генерации».
Гендиректор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что рациональных причин субсидировать угольную генерацию в первой ценовой зоне нет, при этом есть достаточно времени и возможностей для решения социальных вопросов и смены топлива на оставшихся блоках НчГРЭС.