Минэнерго предлагает рассчитывать долгосрочные тарифы в ДФО исходя из НВВ
Минэнерго РФ подготовило проект постановления правительства о внедрении долгосрочного тарифного регулирования для генерирующих объектов в неценовой зоне оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) Дальнего Востока.
В настоящее время в этой зоне энергорынка тарифы на электроэнергию и мощность «устанавливаются с применением метода индексации тарифов в соответствии с формулами индексации регулируемых тарифов», указывается в пояснительной записке.
В пояснительной записке отмечается, что применение этих формул «на протяжении 8 лет привело к диспропорциям в учитываемых при регулировании величинах в связи с неучётом влияния ряда факторов». К числу таких факторов разработчики документа относят: учёт затрат генкомпаний на топливо исходя из индекса потребительских цен (ИПЦ) без корректировки на фактические цены на топливо; отсутствие корректировки величин, которые неподконтрольны регуляторам; отсутствие понятных границ периода, в течение которого применяется метод, для корректировки индексируемой базы расходов с учётом произошедших изменений и достигнутой эффективности.
Вместо этого метода предлагается внедрить метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (НВВ). Этот метод «положительно зарекомендовал себя при применении для регулирования электросетевых компаний и в теплоснабжении»; он «позволит создать понятные долгосрочные правила регулирования, стимулирующие рост экономической эффективности генерирующих компаний», говорится в пояснительной записке к документу.
Долгосрочный период регулирования для определения условий расчёта НВВ предлагается установить не менее 5 лет (при первом применении не менее 3 лет). Наиболее оптимальной продолжительностью долгосрочного периода регулирования в Минэнерго считают не менее 10 лет.
В долгосрочные параметры регулирования включаются: базовый уровень операционных расходов, индекс эффективности операционных расходов (фактор «X»), нормативный уровень прибыли, а также показатели энергосбережения и энергетической эффективности. Эти параметры не пересматриваются в течение всего периода регулирования.
В тоже время НВВ пересчитывается каждый год исходя из изменений долгосрочных ежегодно корректируемых параметров регулирования (ИПЦ, размера активов (установленная мощность объекта генерации), величины неподконтрольных расходов, стоимости и сроков начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, стоимости покупки единицы энергетических ресурсов, включая топливо, и др.)
Операционные расходы определяются исходя из базового уровня операционных расходов (на 1−ый год долгосрочного периода регулирования), определённый методом «затраты плюс» (сырье и материалы, ремонт основных средств, оплата труда и др.), индексируемый на ИПЦ с учётом индекса эффективности операционных расходов (фактор «X»);
Нормативная прибыль, учитываемая в НВВ, включает в себя расходы на капитальные вложения в соответствии с инвестпрограммами, расходы на погашение и обслуживание заёмных средств, привлекаемых для инвестиций, и экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами.