Власти Бурятии хотят включить Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 в программу модернизации без отбора

Бурятия встала в очередь проблемных регионов, которые просят модернизировать локальную энергетику без конкурса. Глава республики Алексей Цыденов попросил Дмитрия Медведева включить Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 в особом порядке в программу модернизации старых ТЭС. Стоимость проекта превысит 33 млрд рублей, и, по оценке экспертов, для возврата инвестиций энергорынку придется доплачивать по 7,5 млрд рублей в год. Потребители ожидаемо выступили против, а в Минэнерго сочли идею дискриминационной по отношению к другим участникам рынка.

Глава Бурятии, экс-замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов попросил премьера Дмитрия Медведева включить Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 ТГК-14 (подконтрольна РЖД) в программу модернизации старых ТЭС, но без конкурсного отбора (письмо от 20 июля). Столица региона снабжается энергией Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (148 МВт) и ТЭЦ-2, но её резерв, пишет г-н Цыденов, фактически исчерпан – износ оборудования более 70%.

Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 начали строить в 1983 году, но так и не завершили, и сейчас она работает в режиме котельной. Общий дефицит тепловой нагрузки от ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 – 16,6 Гкал/ч, пишет губернатор, но к системе теплоснабжения планируется присоединить ещё на 42 Гкал/ч. «Отсутствие возможности техприсоединения создает препятствия для инфраструктурного развития Улан-Удэ», – считает Алексей Цыденов.

Глава Бурятии оценил достройку ТЭЦ-2 в 33 млрд рублей до 2024 года, что позволит закрыть 52 мелкие неэффективные котельные и снизит тариф на тепло на 5–10%. И. о. министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Алексей Назимов сообщил, что ответа от федеральных структур пока не было. Программа, в которую хотят включить ТЭЦ-2, по его словам, не предполагает конкурсов: «Модернизация необходима для энергобезопасности Улан-Удэ, который уже испытывает дефицит тепловой мощности».

Сейчас правительство дорабатывает программу модернизации ТЭС в РФ до 2035 года общей стоимостью до 1,45 трлн рублей. Возврат инвестиций будет идти за счёт повышенных платежей потребителей оптового энергорынка. По программе до 4 ГВт в год будут отбираться для модернизации по критерию минимальной приведенной себестоимости электроэнергии (LCOE). Но 10% объема модернизации в ручном режиме выберет правительственная комиссия по энергетике – это ТЭС, не подходящие под критерии отбора, но нужные энергосистеме. Г-н Цыденов не первый губернатор, просивший включить в программу его субъект без конкурса. Врио главы Красноярского края Александр Усс писал письмо с аналогичной просьбой Владимиру Путину, тогда речь шла о Красноярских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 (принадлежат СГК Андрея Мельниченко), но просьба не нашла поддержки в Минэнерго.

В ТГК-14 считают, что механизм финансирования модернизации «содержит серьёзные риски, связанные с предпочтением ценового критерия отбора». Там считают, что так программа модернизации станет всего лишь заменой устаревшего оборудования на новое с аналогичными параметрами и не повысит энергоэффективность. Поэтому, по мнению ТГК-14, необходимо «спецрешение» по завершению Улан-Удэнской ТЭЦ-2, поскольку по формальным признакам проект не попадает в программу. Наталья Порохова из АКРА отмечает, что инвестиции в 33 млрд рублей достаточно велики, и если все затраты будут учтены в расчёте ставки за мощность для оптового рынка, то потребителям Сибири в год придётся платить за ТЭЦ-2 по 7,5 млрд рублей.

В Минэнерго сообщили, что предложение Алексея Цыденова не может быть поддержано, поскольку является «дискриминационным по отношению к остальным участникам». «Вся модернизация пойдет по конкурентным процедурам, куда Улан-Удэнская ТЭЦ-2 может подать заявку и участвовать», – уточнили в министерстве.

Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв отмечает, что тепло – локальный продукт, перекладывать расходы на теплоснабжение через рынок электроэнергии на потребителей соседних регионов неправильно. «Заявленные главой региона параметры говорят о востребованности и хорошей окупаемости проекта, следовательно, есть возможность привлечь средства без умножения перекрёстного субсидирования, которое регион и так получает, выпросив для себя в 2017 году статус тарифного «заповедника», – говорит г-н Киселёв (речь идёт о том, что Бурятия выведена с оптового энергорынка на регулируемые договоры).

Коммерсант