ФАС возбудила дело в отношении СО по итогам аварии на Берёзовской ГРЭС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело об административном правонарушении и решила провести административное расследование в отношении «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС) из-за энергоблока N3 Берёзовской ГРЭС, сообщает ведомство.
«Возбудить в отношении АО «СО ЕЭС» дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 14.31 КоАП (Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке – ред.). Провести административное расследование», – говорится в документе ФАС, опубликованном на сайте ведомства 29 мая.
В июне 2017 года ФАС было возбуждено дело в отношении СО ЕЭС в связи с нарушением закона о защите конкуренции, выразившемся в непроведении тестирования генерирующего оборудования для целей аттестации, а также в ненадлежащем проведении мониторинга фактического состояния энергоблока N3 Берёзовской ГРЭС (принадлежит «Юнипро»), вследствие которого потребители необоснованно оплачивали мощность, которая фактически не была и не могла быть поставлена.
Ссылаясь на документы НП «Совет рынка», ФАС определила, что СО обладал информацией об утрате «Юнипро» основного геноборудования третьего энергоблока Берёзовской ГРЭС. Таким образом, СО должен был инициировать тестирование оборудования этого энергоблока и установить, что оно не готово к выработке электроэнергии.
В конце 2015 года «Юнипро» ввела в эксплуатацию третий энергоблок Берёзовской ГРЭС, который строился по договору о предоставлении мощности (ДПМ, гарантирует инвесторам возврат вложенных средств с базовой доходностью 14% за счёт платежей энергорынка). Мощность энергоблока – 800 МВт. Но проработал он недолго – 1 февраля 2016 года здесь случился пожар, серьёзно повредивший оборудование.
«Юнипро» оценила стоимость восстановления энергоблока в 36 млрд рублей, вернуться в работу он должен в третьем квартале 2019 года. Тем не менее, с февраля по ноябрь 2016 года компания продолжала получать с энергорынка пониженный платёж за мощность третьего энергоблока –всего около 1 млрд рублей. Это вызвало недовольство крупных промышленных потребителей энергии и ФАС.
Как отмечал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Юнипро» Максим Широков, энергокомпания и СО, который провёл аттестацию оборудования и установил его неспособность к работе в июле 2016 года, действовали в полном соответствии с правилами энергорынка.
В конце января 2018 года ФАС признала «Юнипро» и «Системного оператора» виновными в нарушении закона о конкуренции. В своем отчёте за 2017 год «Юнипро» отмечала, что ожидает возбуждения дела об административном правонарушении для определения размера штрафа для Березовской ГРЭС в марте-апреле 2018 года. В конце марта «Юнипро» и «Системный оператор» оспорили решение ФАС. 24 мая замглавы ФАС Виталий Королёв сообщил, что ведомство рассчитывает определить размер штрафа для «Юнипро» за нарушение закона о конкуренции в июне.
По Кодексу об административных правонарушениях, злоупотребление доминирующим положением, которое сейчас вменяет ФАС «Системному оператору», влечёт административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок до трёх лет. Для юридических лиц предусмотрены оборотные штрафы, которые могут составить от 0,01% до 0,15% от выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более 1/50 выручки от реализации всех товаров и не менее 100 тыс. рублей.