Крым оценил свои доппотребности в 350 МВт: цена для рынка – 12 млрд рублей в год

1 декабря министр энергетики Александр Новак провёл совещание о расширении Сакской ТЭЦ (принадлежит «КрымТЭЦ» Петра Нидзельского) на 120 МВт.

В ноябре замминистра Андрей Черезов говорил, что инвестконтракт с компанией может быть расторгнут из-за срыва сроков сдачи объекта. Но, говорят источники «Коммерсанта», знакомые с итогами совещания, принципиальных решений о разрыве контракта принято не было, «обсуждались рабочие вопросы». В частности, подтверждены сроки: в декабре монтаж первой очереди оборудования, пусконаладка – в январе 2018 года, в феврале – запуск первых 90 МВт, в ноябре – ещё 30 МВт. Это «устроило» министра, Андрей Черезов говорил на совещании, «что стройка идет по плану». В Минэнерго отказались от комментариев.

Проект на Сакской ТЭЦ возник весной, когда стало понятно, что «Технопромэкспорт» «Ростеха» не успеет в 2017 году ввести 940 МВт Балаклавской и Таврической ТЭС. Но сроки исходно не выглядели реалистичными: итоги конкурса подведены в начале августа, допустима нештрафуемая отсрочка до 1 июня 2018 года, а ещё 25% мощности – до 1 ноября.

Вместе с тем, по данным «Коммерсанта», Крым просил Москву одобрить ещё ряд проектов для закрытия энергодефицита. В схеме перспективного развития энергетики Крыма и Севастополя (СиПР) до 2020 года три варианта роста потребления.

Варианты роста потребления электроэнергии в Крыму таковы: утверждённый базовый (1,52 ГВт), опережающий (1,66 ГВт) и максимальный (2,5 ГВт). В переписке Минтопэнерго Крыма и главы Крыма Сергея Аксенова с Минэнерго РФ Симферополь утверждал, что подход Минэнерго и «Системного оператора» (СО, диспетчер энергосистемы) к развитию энергетики Крыма «ошибочен», и на основании заявок на техприсоединение и утверждённых инвестпроектов просил повысить прогноз до 2,5 ГВт (в отдельных письмах – до 3,9 ГВт). Пока потребление ниже: в Минтопэнерго сообщили, что в осенне-зимний период оно прогнозируется на уровне 1,47 ГВт (1,18 ГВт – Крым, 286 МВт – Севастополь). Прошлой зимой максимум составил 1,46 ГВт, тогда подключали автономные резервы и вводили ограничения на 100–160 МВт.

Сейчас объём генерации в Крыму – 160 МВт, 800 МВт идёт по подводному кабелю через Керченский пролив, около 300 МВт – нестабильные солнечные и ветровые станции. В Крыму стоят 18 мобильных ГТЭС (405 МВт), но они очень дороги: до 15 млрд рублей в год (проект на Сакской ТЭЦ – 14 млрд рублей).

Предлагалось увеличить мощность ещё двух ТЭЦ «КрымТЭЦ» – Камыш-Бурунской (сейчас 30 МВт) и Симферопольской (86 МВт). Это подтвердил Сергей Аксенов: «Мощности в Крыму наращивать необходимо прежде всего за счёт развития базовой генерации. Симферопольскую ТЭЦ планируется увеличить на 460–482 МВт, Камыш-Бурунскую – на 120 МВт». В Минтопэнерго уточнили: окончательное решение по наращиванию мощностей этих двух ТЭЦ ещё не принято.

Первый заместитель главы «КрымТЭЦ» Феликс Копышевский сообщил, что компания разработала проекты для Камыш-Бурунской (рост мощности на 120 МВт) и Симферопольской (на 230 МВт) ТЭЦ и «практически готова к началу строительства», но нужен механизм возврата инвестиций. «Будет это КОМ НГО (проекты закрытия точек энергодефицита с возвратом инвестиций за счёт дополнительных платежей оптового энергорынка. – ред.) или что-то другое, пока неизвестно. На строительство потребуется примерно полтора года», – пояснил топ-менеджер. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, инвестиции могут составить 40–48 млрд рублей в зависимости от оборудования: небольшие турбины ОДК (как на Сакской ТЭЦ) увеличивают стоимость. Допнагрузку на рынок эксперт оценила в 11,8–12,2 млрд рублей в год.

В Минэнерго РФ сообщили, что из расчёта ситуации в Крымской энергосистеме, проведённого СО, потребление в 2020 году составит 1,52 ГВт, объём мощности полуострова после ввода большой генерации (Балаклавской и Таврической ТЭС) в мае-июне 2018 года и вывода в резерв МГТЭС составит 1,98 ГВт без зелёной генерации и реконструкции Сакской ТЭЦ, что позволит обеспечить потребителей «с учётом перспективного развития региона». В СО уточнили: в СиПР-2018–2023 могут внести изменения на основании информации о планируемых инвестпроектах, но «регламентация и достоверная информация необходимы, в том числе чтобы минимизировать риск избыточного строительства».

Коммерсант