Минэнерго не поддержало идею ГЭХа о преференциях для угольной генерации
Профильные регуляторы выступили против создания особых условий работы для угольной генерации. О том, что что «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) предложил Минэнерго рассмотреть введение спецнадбавки к цене на мощность для угольной генерации, сообщали 12 октября «Ведомости» со ссылкой на источники. Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко поручил профильным ведомствам сформировать позиции по предложению ГЭХ до 17 октября.
Минэнерго давно признало, что угольные ТЭС в европейской части России, на Урале и Дальнем Востоке не выдерживают конкуренции с газовыми. Сейчас доля угля остается высокой только в Сибири, где из-за короткого транспортного плеча цены на топливо ниже. В Минэнерго считают, что тезис о создании единых условий для угольной генерации в первой и второй ценовой зоне «некорректен», поскольку нарушает основной принцип торговли на оптовом рынке – создание единых и конкурентных правил для различных видов генерации в сопоставимых условиях. «Минэнерго против инициатив, направленных на организацию межотраслевого субсидирования и поддержки угольной отрасли и железнодорожного транспорта через повышение платежей потребителей», – сообщили в министерстве. Основные механизмы решения проблемы, по мнению ведомства, – снижение транспортных издержек для угольной генерации в Европе и на Урале, уменьшение налоговой нагрузки и экологических сборов. В Минэкономики соглашаются, что введение дифференциации цены мощности по типам топлива, предложенное ГЭХ, искажает основные принципы конкурентного рынка, а текущие механизмы рынка электроэнергии и мощности уже закрывают все условно-постоянные затраты генерации.
По презентации ГЭХ, затраты ОГК-2 (основной генерирующий актив ГЭХ) на железнодорожную перевозку составляют более 65% затрат стоимости топлива. Заместитель главы ФАС Виталий Королёв сообщил, что РЖД в рамках «тарифного коридора» имеет право снижать тариф на перевозки угля на 25% при перевозке на расстояние до 3 тыс. км, и для получения этой скидки можно обратиться в РЖД. Но источник в одной из генкомпаний поясняет, что после приватизации парка цена перевозки по железной дороге разбилась на две составляющие, и только одну из них – инфраструктурную – регулирует ФАС. Вагонная составляющая определяется свободным рынком и вследствие искусственно созданного дефицита вагонов сейчас растёт. Даже если ФАС сократит инфраструктурную часть тарифа, есть риск, что это приведёт к росту вагонной составляющей, и в итоге суммарные затраты на перевозку не изменятся. В РЖД сообщили, что погрузка каменного угля РЖД в январе–сентябре 2017 года составила 262,95 млн тонн, что на 9,3% выше прошлого года, и «это говорит о приемлемости уровня тарифов для потребителей». Там подчёркивают, что все грузы первого класса (дешевые грузы, включая уголь) и сейчас перевозятся по тарифу, который ниже себестоимости, а на перевозки угля действует ряд понижающих коэффициентов. Средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля находится ниже уровня базового тарифа для первого класса на 40%, поясняют в РЖД.
В ГЭХ от комментариев отказались. В «Сообществе потребителей энергии» нерыночные способы финансирования поставщиков за счёт потребителей считают недопустимыми, говорится в письме главы ассоциации Василия Киселёва Вячеславу Кравченко от 17 октября. Наталья Порохова из АКРА считает, что особой пользы для государства от поддержки угольной генерации нет, в мировой практике она тоже не принята. По её оценке, снижение стоимости перевозки угля на 25% снизит себестоимость выработки на угольных станциях европейской части РФ в среднем на 7%.
Коммерсант