МЭР пытается снизить гарантированную доходность новой генерации на 30-50%

Минэкономики предлагает пересмотреть параметры долгосрочного конкурентного отбора мощности для новой генерации (КОМ НГ) в Тамани (410 МВт). Об этом сообщили источники на энергорынке и подтвердили в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича. Отборы инвесторов призваны заменить прежний механизм заключения договоров поставкой мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счёт повышенного платежа потребителей) для строительства новой генерации в дефицитных точках энергосистемы. Пока такой отбор проведён только для увеличения мощности Сакской ТЭЦ в Крыму на 120 МВт, победила «КрымТЭЦ» Петра Нидзельского, которая должна будет исполнить контракт к 1 декабря.

Цена мощности при её конкурентном отборе зависит от объёма заявок: чем больше мощности претендует на отбор, тем она ниже. При этом, если объём заявок окажется меньше необходимого, устанавливается верхний потолок цены (price cap). В начале июня правительство утвердило предельный размер цены на мощность для КОМ НГ на уровне 2,115 млн руб. за 1 МВт в месяц – в несколько раз выше платы по действующим ДПМ. Такой потолок цены получили все новые станции вне зависимости от их мощности.

Теперь Минэкономики предлагает существенно снизить верхний предел цены и дифференцировать её в зависимости от мощности ТЭС. Так, для станций мощностью более 250 МВт price cap планируется уменьшить на 52%, до 1 млн рублей за 1 МВт в месяц, для станций мощностью 150–250 МВт – на 42%, до 1,22 млн рублей, для станций мощностью менее 150 МВт – на 28,6%, до 1,5 млн рублей. Наталья Порохова из АКРА отмечает, что предложенные Минэкономики параметры примерно в два раза выше уровня старых ДПМ, что отражает рост стоимости оборудования. При этом предложения Минэнерго выше стоимости старых ДПМ в четыре раза.

В аппарате вице-премьера пояснили: проект постановления был недавно внесен в правительство, работа над ним будет вестись «в установленном порядке». В Минэкономики от комментариев отказались. В Минэнерго инициативу Минэкономики обсуждать тоже не стали. Там лишь сказали, что конкурс на строительство ТЭС в Тамани будет объявлен в ближайшее время, не уточнив уровня price cap. На первый отбор инвесторов строительства ТЭС не было подано ни одной заявки: участники рынка посчитали его условия невыгодными. Минэнерго не оставляло попыток всё же провести тендер, но его окончательные параметры не удавалось согласовать с другими регуляторами, из-за чего сроки его проведения неоднократно переносились.

Тем временем актуальность строительства ТЭС в Тамани только растёт. За последний месяц в южной энергосистеме участились случаи отключения электроэнергии – крупнейший блэкаут произошёл 28 июля в Крыму, когда из-за срабатывания противоаварийной автоматики в магистральных сетях на материке полуостров на несколько часов остался без света. В Крымской и Кубанской энергосистемах вводили ограничения энергопотребления, причиной этого стала не только установившаяся жара, но и нехватка сетей и генерации в Тамани. Президент Владимир Путин поручил Минэнерго расследовать причины веерных отключений в регионе.

Фёдор Корначёв из «Райффайзенбанка» отмечает, что дифференциация, аналогичная предложенной Минэкономики, существовала и в конкурсах ДПМ: чем больше была мощность объекта, тем был ниже CAPEX. «Это логично, поскольку блоки большой мощности не требуют большего количества инфраструктуры», – полагает он. Глава ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв подтверждает, что CAPEX для генерации различается в зависимости от единичной мощности, типа оборудования и ряда других параметров, поэтому для повышения эффективности конкурсных отборов предельную цену необходимо дифференцировать. Впрочем, Наталья Порохова замечает: из-за снижения долговой нагрузки и роста денежного потока, связанного с завершением ДПМ, новый конкурс может вызвать большой интерес у инвесторов, в этом случае фактическая цена всё же окажется ниже предельного уровня.

Коммерсант