ГЭХ обвинил ФГК в монопольном завышении цен при поставках угля на ТЭС
Энергокомпании «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) обвинили «Федеральную грузовую компанию» (ФГК) ОАО «РЖД» в завышении цен на перевозку угля. По оценке энергетиков, это привело к росту их расходов в первом квартале этого года на 16-23%. В итоге ФАС включила компании ГЭХ к числу заявителей в антимонопольном деле против ФГК и РЖД.
ФАС завела дело в отношении ФГК и РЖД в ноябре 2016 года по жалобе двух щебёночных карьеров, подозревая оператора в монопольно высокой цене на предоставление полувагонов. В качестве третьих лиц к делу привлечены «Первая грузовая компания», «Новая перевозочная компания», СУЭК и «ВЭБ-лизинг».
Как сообщили в ГЭХ, перед началом нынешнего отопительного сезона ФГК уведомила об увеличении ставок на вагоны поставщиков угля для ТЭС холдинга (Апатитская ТЭЦ ТГК-1, ТЭЦ-22 «Мосэнерго», Череповецкая и Рязанская ГРЭС ОГК-2). Поставщики попросили ГЭХ поднять транспортную составляющую в стоимости угля на 7-11%. «Информация от поставщиков угля позволила предположить, что с высокой долей вероятности положение ФГК на рынке услуг по предоставлению вагонов отвечает признакам доминирующего», – говорят в холдинге. «В частности, иные операторы при установлении ставок на аренду вагонов ориентируются на ставки ФГК». Генераторы отвечают за надёжное энергоснабжение и не могли отказаться от поставок в связи с ростом транспортной составляющей, поясняют в ГЭХ, добавляя, что пытались урегулировать ситуацию, но в ФГК «отказались от сохранения ставок на уровне первого полугодия 2016 года». В результате в первом квартале рост транспортных расходов составил 16-23%, уточняют в ГЭХ, говоря, что обратились в ФАС только после отказа ФГК от переговоров.
«Компания не может оценить истинной причины появления документа, так как не имеет договорных отношений с «Мосэнерго», ОГК-2 и ТГК-1», – говорят в ФГК. «Насколько нам известно, компании приобретают энергоресурсы у определённых на конкурсе поставщиков, те выбирают экспедиторов, которые и определяют оператора», – заявило представитель грузоперевозчика. ФГК не смогли прокомментировать, где и в каком объёме в этой цепочке изменились ценовые условия и кто из участников «спекулирует сложившейся ситуацией». Доля вагонов ФГК в перевозках угля для ГЭХ в 2016 году — не более 20%, говорят в компании-операторе, считая, что «это дополнительно подтверждает безосновательность жалобы». ФГК заинтересована в прямом контракте с ГЭХ, но «к сожалению, обращений ТГК-1, ОГК-2 или «Мосэнерго» не получала».
Глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подтвердил, что на спотовом рынке было два повышения стоимости перевозки угля в полувагонах – в сентябре–октябре 2016 года на 15-20% и в феврале–марте 2017 года на 5-10%. Вагонная составляющая выросла с 500-600 рублей до 1,2-1,3 тыс. рублей за вагон в сутки. Но, считает он, будучи маркетмейкером, ФГК не является доминирующим игроком. Источник, знакомый с ходом заседания в ФАС, замечает, что ТГК-1 и ОГК-2 заявляли, что «не располагают информацией о долях рынка ФГК и ценах конкурентов», но «в их жалобе заявлено о монопольно высоких ценах оператора со ссылкой на материалы дела, которые до заседания не были доступны третьим лицам».