РАВИ требует отменить результаты отбора ДПМ ВИЭ 2.0, опасаясь конкурентов из Китая
Председатель правления Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ), депутат Госдумы Сергей Морозов потребовал отменить результаты завершившегося накануне отбора проектов в рамках ДПМ ВИЭ 2.0 в части ветрогенерации, так как «на российский рынок заходят китайские производители ветрогенераторов».
Заявление г-на Морозова 7 апреля разместил Telegram-канал РАВИ.
«… Среди целевых задач РАВИ – достижение уровня ветрогенерации в общем объёме установленной мощности к 2035 году – с 1,95 ГВт до 8 ГВт. Российская ветроэнергетика – новая отрасль. Мы понимаем, что мы – страна богатая углеводородами и активно реализующая программы атомной энергетики. Но глобальные тенденции энергоперехода мы не можем игнорировать! Наша глобальная задача – подготовить национальный проект. Важно не допустить повторения прошлых ошибок и не допустить иностранцев к управлению процессов локализации в РФ, а реализовать вариант полного выкупа технологий», – заявил депутат Сергей Морозов.
«Что мы видим на деле? По результатам отбора проектов «зелёной» энергетики ДПМ ВИЭ 2.0 весь объём строительства ВЭС получила никому не известная на рынке компания ООО «Уралэнергосбыт». А это всё тот же «Фортум» совместно с энергосбытовой компанией «Восток». Под прикрытием этих бизнесменов на российский рынок заходят китайские производители ветрогенераторов. Произошла всего лишь смена технологического донора. Те же грабли, что и ранее. ДПМ ВИЭ 2.0 оценён в 52 млрд 987 млн рублей. Эти деньги снова уйдут за границу, инвесторы ведь зарубежные. РАВИ и я как её Председатель выступаем последовательно и активно за технологическую независимость России в сфере ветроэнергетики и считаем, что в нынешних геополитических условиях необходимо создание собственного ветрогенератора мульмегаваттного класса. Эта позиция полностью коррелирует с неоднократными заявлениями Президента страны, что Россия в сфере промышленности должна двигаться к полной суверенизации и стремиться к стопроцентной локализации производства в РФ по критически важным направлениям», – написал г-н Морозов (в цитате сохранены авторская орфография и пунктуация).
В связи с этим РАВИ «предлагаем отменить результаты конкурсного отбора ДПМ ВИЭ-2022 в части ветроэнергетики и возобновить отборы только при соблюдении четырёх условий. Это пересмотр правила проведения «любых конкурсов по отбору проектов ВИЭ, особенно проектов, имеющих финансовую поддержку из различных источников, в сторону ограничения участия компаний, использующих генерирующее оборудование, интеллектуальная собственность на которое не принадлежит российским юридическим лицам. Компании, не предполагающие использовать такое оборудование, не должны допускаться к конкурсам отбора таких проектов». Ещё один пункт – создание полномасштабный проект по осуществлению НИОКР и переходу к серийному выпуску собственной, независимой от иностранных вендоров национальной ветроэнергетической установки (ВЭУ). Кроме того, глава РАВИ предлагает «рассмотреть параллельный проект полного выкупа технологии компетентными российскими компаниями с целью организации серийного производства российских ветрогенераторов мультимегаваттного класса» а также «создать приоритетные условия для российских производителей при отборе проектов ВИЭ, имеющих государственную поддержку». «Тем более что этим инструментом лоббирования интересов государства пользуется весь мир», – подчеркнул он.
РАВИ намерена обратиться к органам государственной власти с предложением об отмене результатов отбора ввиду несоответствия их текущему политическому моменту и промышленной политике государства, написал Сергей Морозов.
Предложения г-на Морозова полностью совпадают с тезисами РАВИ, озвученными 31 марта на онлайн-заседании «Производство оборудования для ВИЭ в России» у зампредседателя думского комитета по энергетике Валерия Селезнёва.