Генераторы и кабмин обсуждают отсрочку 30 проектов модернизации ТЭС, 4 из них – на Дальнем Востоке

Генерирующие компании могут задержать реализацию 20% программы модернизации старых ТЭС – 26 проектов общей мощностью 5,8 ГВт, сообщил «Коммерсант» 7 декабря. Большинство компаний попросило отсрочку на год, «Интер РАО» и ТГК-2 – примерно на полтора года. В «Интер РАО» объясняют задержку срывом сроков поставки турбин «Силовых машин», в ТГК-2 жалуются на рост стоимости оборудования. Кроме того, по данным «Интерфакса», речь идёт также о потенциальной корректировке сроков проектов «РусГидро» на Дальнем Востоке.

После начала военных действий на Украине правительство в рамках мер поддержки предоставило энергетикам право сдвигать запуски проектов модернизации старых ТЭС без объяснения причин. Такая возможность сохраняется до конца текущего года. Как выяснил «Коммерсант», генкомпании воспользовались правом на отсрочку ввода 26 проектов суммарной мощностью 5,8 ГВт. Общий CAPEX проектов, по оценке газеты, составляет 76,3 млрд руб. Среди сдвинутых проектов – объекты «Газпром энергохолдинга», «Интер РАО», ТГК-14, En+ и Сибирской генерирующей компании.

По правилам, компания может отложить запуск максимум на 12 месяцев, но правительство имеет право увеличить отсрочку. Об этом уже попросили «Интер РАО» и ТГК-2. Вопрос обсуждался 7 декабря, на правительственной комиссии по развитию электроэнергетики. В Минэнерго не ответили на запрос.

«Интер РАО» хочет отложить запуск двух энергоблоков Нижневартовской ГРЭС на 17 месяцев, до февраля 2025 года и мая 2026 года, следует из проекта протокола правительственной комиссии, с которым ознакомилось издание. Представители энергохолдинга на совещании ссылались на проблемы с поставками турбин от «Силовых машин». В «Интер РАО» комментарии не предоставили. В «Силовых машинах» пояснили, что задержка производства связана «с высокой загрузкой российских поставщиков литых и кованных заготовок цилиндров и роторов турбин». Поставщики сдвигают поставки длинноцикловых заготовок на более поздние сроки, что ведёт к отсрочке производства генерирующего оборудования, говорят в компании: «Несмотря на сложности, связанные с освоением поставщиками новой номенклатуры, считаем важным поддерживать таким образом развитие наших отечественных предприятий».

ТГК-2 просит сдвинуть запуск блока Костромской ТЭЦ-2 на 18 месяцев, до июля 2027 года, а блоки Ярославской ТЭЦ-3 и Ярославской ТЭЦ-2 — на 17 месяцев, до мая 2026 года и мая 2027 года соответственно. По словам собеседников газеты, ТГК-2 не предоставила доказательств проблем с поставками оборудования, но указала на рост их цены почти вдвое, что вызовет сложности с окупаемостью объектов. В ТГК-2 не ответили на запрос.

«Интерфаксу» в аппарате вице-премьера Александра Новака подтвердили, что на заседании правительственной комиссии 7 декабря был согласован дополнительный перенос сроков проектов модернизации для «Интер РАО» и ТГК-2. Там также подтвердили, что речь идёт о переносе ещё на год-полтора, отметив, что сроки переноса «по каждому объекту разные».

В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) сказали, что 26 объектов составляют около 20% от всех отобранных проектов модернизации ТЭС и это «вполне адекватно текущей ситуации». По поводу просьбы «Интер РАО» и ТГК-2 в «Совете рынка» сказали, что такой «временный антикризисный механизм» предусмотрен действующими правилами. Компании предоставили комиссии обосновывающие документы, добавили в регуляторе. «Что касается рисков снижения надёжности электроснабжения из-за таких переносов, точно оценить их могут только в «Системном операторе» или в Минэнерго, но с учётом значительных резервов в энергосистеме вряд ли они окажутся значимыми», – говорят в регуляторе.В «Сообществе потребителей энергии» заявили, что отсылки к проблемам машиностроителей и прочим внешним причинам при таких существенных срывах сроков реализации проектов «выглядят неубедительно и больше похожи на попытку генерирующих компаний избежать ответственности за собственные просчёты».

Как рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с материалами к заседанию правкомиссии, речь может идти также о переносе ввода объектов «РусГидро» на Дальнем Востоке. В частности, предварительно предполагалось, что ввод Якутской ГРЭС-2 (срок реализации второй очереди ранее планировался до 2025 года) может быть сдвинут на 2026 и 2027 годы поблочно. Ввод Хабаровской ТЭЦ-4 может состояться в 2027 году (ранее сообщалось о конце 2025 года), Артёмовской ТЭЦ-2 – также в 2027 году (вместо конца 2026 года). Реконструкцию части объектов Владивостокской ТЭЦ-2 могут увязать с запуском Партизанской ГРЭС во избежание дефицита, таким образом, они могут быть введены в конце 2027 года вместо 2025 года (саму Партизанскую ГРЭС планируется запустить в конце 2026 года).

В аппарате г-на Новака «Интерфаксу» подтвердили, что вопрос о переносе сроков проектов на Дальнем Востоке также обсуждался на заседании правкомиссии, отметив, что в случае Якутской ГРЭС-2 ввод мощности будет «разбит на два этапа – блок №1 планируется ввести в 2026 году и блок №2 – в 2027 году». «По остальным объектам генерации сроки скорректированы по предложениям Минэнерго», – отметили в аппарате, отвечая на вопрос о проектах модернизации, не пояснив, о каких именно объектах идёт речь. «Минэнерго России предложило ускорить ввод ряда объектов, обсудить конкретные сроки в январе 2023 года», – говорится в сообщении кабмина по итогам заседания комиссии.

«Все шесть тепловых электростанций будут построены в максимально короткие сроки. На всех площадках развёрнуты строительные подготовительные работы, законтрактовано всё основное оборудование исключительно у российских производителей, с ними ведётся работа по ускорению производства и поставок турбин, котлов и генераторов», – сказали агентству в «РусГидро», отвечая на вопрос о возможном переносе сроков вводов объектов компании на Дальнем Востоке.

Независимый аналитик Юрий Мельников пояснил «Коммерсанту», что проблемы с поставками оборудования «были ожидаемы». По количеству проектов, номенклатуре обновляемых паровых турбин и срокам исполнения программа беспрецедентна за последние десятилетия, замечает эксперт: «Выстраивание цепочек поставок, управление качеством на таком масштабе стали серьёзными вызовами для турбиностроительных компаний, а санкционные ограничения только усложнили задачу». Олег Дудихин из Kept добавляет, что неокупаемость проектов ввиду выросшего бюджета – риск инвестора, и он должен быть заложен в показатели эффективности, за счёт которых тот выиграл отбор. Эти причины, по мнению эксперта, «вряд ли можно назвать веским основанием для переноса срока ввода».

Коммерсант, Интерфакс