Ъ: «Запуск Баимского ГОКа и плавучей АЭС для него сдвигается на год»
Казахстанская Kaz Minerals может отложить запуск Баимского рудного проекта на Чукотке на один год, до 2028 года. Вместе с этим на один год вправо может сместиться и запуск головной плавучей АЭС «Росатома», необходимой для энергоснабжения объекта, передал «Коммерсант» 24 ноября. Об этом также сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свои источники. Сдвиг запуска комбината, по мнению аналитиков, был ожидаем из-за сложностей с финансированием на фоне санкций и поставкой оборудования.
Kaz Minerals может задержать запуск медно-золотого Баимского ГОКа на Чукотке, рассказали источники газеты в отрасли. Один из них уточнил, что проект может сдвинуться на один год вправо. Kaz Minerals хотела запустить добычу и переработку руды на Баимской площадке в 2027 году. В Kaz Minerals воздержались от комментариев. В аппарате вице-премьера Юрия Трутнева, курирующего Дальний Восток, сказали, что не имеют информации о переносе сроков проекта.
Группа Kaz Minerals подконтрольна Владимиру Киму и Олегу Новачуку через Nova Resources. Объём частных инвестиций в Баимский проект оценивается в $8 млрд, мощность комбината – 70 млн тонн в год. Ресурсы месторождения оцениваются по JORC в 9,9 млн тонн меди и 16,6 млн унций золота.
Летом текущего года в годовом отчёте Kaz Minerals сообщалось, что из-за санкций компания может столкнуться с проблемами по исполнению обязательств по кредитам ВТБ, попавшего в американский SDN-лист. В отчёте отмечалось также, что санкции могут негативно повлиять на способность получать финансирование и оборудование для разработки Баимской площади. Впрочем, в Kaz Minerals тогда заявляли, что невозможность обслуживания долга перед ВТБ не влияет на деятельность компании, поскольку Kaz Minerals генерирует значительные денежные потоки от своей операционной деятельности в Казахстане и Киргизии, продавая металлы в основном в Китай.
Вместе с этим, по информации издания, может сдвинуться и запуск энергетической инфраструктуры для проекта. «Росатом» строит для энергоснабжения Баимского ГОКа четыре атомных плавучих энергоблока (ПЭБ) на реакторах РИТМ-200 мощностью 106 МВт каждый. Головной блок планировалось запустить в 2027 году синхронно с комбинатом, но теперь его запуск, вероятнее всего, тоже сместится на год. Один из собеседников утверждает, что строительство корпусов ПЭБов и производство оборудования для них идёт в плановом режиме, но есть вопросы по электронике. В «Атомэнергомаше» (машиностроительный дивизион «Росатома») не комментируют ситуацию.
Предполагается, что Kaz Minerals будет покупать электроэнергию с ПЭБов по свободному долгосрочному договору (СДД). Цена электроэнергии с ПЭБов для ГОКа составит 6,45 рубля за 1 кВт•ч (в ценах 2020 года). Каждый год цена индексируется по инфляции. Пока стороны публично не объявляли о подписании СДД.
В 2021 году сообщалось, что стоимость строительства четырех ПЭБов составит 190,2 млрд рублей с НДС. Контракт на строительство турбин выиграла «Киров-энергомаш» (входит в Кировский завод), стоимость контракта – 16,5 млрд рублей. Строительством первых двух корпусов занимается китайская верфь, стоимость контракта – $226 млн. Третий и четвёртый корпуса планируется строить в России.
На проект влияет комплекс факторов, ключевым из которых является вопрос привлечения финансирования, рассуждает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас более реалистичным сроком запуска комбината выглядит 2029 год, учитывая масштабы проекта, возможные проблемы с поставками оборудования и транспортировкой грузов по Северному морскому пути. Присутствуют также риски, связанные со строительством энергетических установок, предупреждает аналитик: сроки строительства ПЭБов изначально были слишком сжатыми.
Перенос запуска, вероятно, может быть связан с доступностью импортной горной техники, считает Сергей Гришунин из НРА. С другой стороны, подготовка энергетической инфраструктуры, в частности, атомных ПЭБов, похоже, тоже уходит вправо. Одновременно с этим текущий кризис значимо снизит спрос на медное сырье, а спрос инвесторов на золото пока невысокий, что может привести к закрытию части медно- и золотодобывающих объектов в 2023–2024 годах, полагает Сергей Гришунин. По его мнению, это может обеспечить повышенный спрос на продукцию Баимского ГОКа в 2027–2030 годах из-за отсутствия новых инвестиций в мире в другие крупные проекты по добыче меди.
Коммерсант, Интерфакс