Ъ: «Северсталь» отказалась обкатывать ГТЭ-65 «Силмаша», образец предложен «Т Плюс»

«Северсталь» отказалась от обкатки первого образца газовой турбины ГТЭ-65 «Силмаша», передал «Коммерсант» 22 ноября. Компании остановили проект из-за экономических проблем на фоне санкций. В результате машину может получить «Т Плюс» для энергоблока по программе модернизации. Однако ставить опытный образец на ТЭЦ рискованно из-за возможных частых остановов новой машины, предупреждают аналитики. По их мнению, в такой ситуации «Т Плюс» может попросить у «Силмаша» существенную скидку.

«Северсталь» не будет устанавливать первый головной образец газовой турбины ГТЭ-65 производства «Силовых машин» на собственную ТЭЦ-ПВС для энергоснабжения Череповецкого металлургического комбината. Об этом сообщили источники газеты и подтвердили в обеих компаниях. Основной акционер «Северстали» и «Силмаша» – Алексей Мордашов. Исходно предполагалось, что ГТЭ-65 будет поставлена на ТЭЦ «Северстали» в конце 2024 года для обкатки перед выходом в серийное производство.

В России не производятся собственные газовые турбины средней и большой мощности. «Силмаш» разрабатывает две машины – ГТЭ-65 на 65 МВт и ГТЭ-170 на 170 МВт. «Силмаш» получил субсидию из бюджета в 5 млрд рублей на разработку турбин, рассказывал в 2020 году «Ведомостям» Тимур Липатов, тогда занимавший пост гендиректора компании. Он оценивал общую стоимость проекта в 17 млрд рублей.

В «Силмаше» и «Северстали» утверждают, что приостановка проекта – совместное решение. В «Северстали» пояснили, что после совместных проработок решили «обеспечить генерацию в сопоставимом объёме за счёт других мероприятий, в том числе программ модернизации и реконструкции». «Решение принималось для повышения эффективности капвложений в условиях нестабильной конъюнктуры», – добавили в «Силмаше». Планируемый срок готовности головного образца ГТЭ-65 – конец 2024 года. Проект прекращён в связи с оптимизацией бюджета и CAPEX «Северстали» в 2022 году, уточнил источник, но к нему могут вернуться. «Северсталь» находится под блокирующими санкциями США и за девять месяцев 2022 года сократила выпуск стали на 8% год к году.

«Силмаш» вряд ли сможет найти другую площадку для обкатки первого образца турбины, считают три собеседника издания. По их мнению, единственный вариант – установить машину на одном из энергоблоков «Т Плюс»: энергокомпания планировала ставить турбины ГТЭ-65 на Саратовской ТЭЦ-1 и Пермской ТЭЦ-14, но контракт с «Силмашем» ещё не подписан. В «Силмаше» сказали, что «находятся в стадии обсуждения условий». В «Т Плюс» не ответили на запрос.

«Т Плюс» будет строить два парогазовых блока на российских газовых турбинах по программе модернизации, их запуск запланирован на 1 апреля 2028 года. Согласно постановлению правительства от 2021 года, CAPEX проекта на Саратовской ТЭЦ-2 (115 МВт) – 8,68 млрд рублей, проекта на Пермской ТЭЦ-14 (105 МВт) – 8,21 млрд рублей. Компания будет возвращать инвестиции за счёт повышенных платежей потребителей. Общая выручка одного энергоблока «Т Плюс» может составить от 18,4 млрд до 27,7 млрд рублей за 15 лет эксплуатации в зависимости от уровня загрузки блока, отмечает Олег Дудихин из Kept.

Первый головной образец ГТЭ-170 «Силмаш» планирует выпустить осенью 2023 года для Нижнекамской ТЭЦ (195 МВт) «Татнефти». Однако «Татнефть» сдвинула запуск на год, до 1 декабря 2025 года. CAPEX проекта составляет 5,42 млрд рублей. ГТЭ-170 планируется установить и на энергоблоках Каширской ГРЭС (900 МВт), отобранных в 2021 году на конкурсе проектов на российских турбинах. CAPEX объекта – 63,1 млрд рублей, плановый запуск – 1 января 2028 года.

С коммерческой точки зрения ставить на ТЭЦ пилотный образец турбины – достаточно рискованно, предупреждает Олег Дудихин. Он считает, что энергокомпании надо быть готовой к частым остановам турбины и долгим простоям. Опытная эксплуатация выявляет большое количество «детских болезней», к тому же для пилотных образцов ещё не сформирована система сервисного обслуживания и поставки запчастей. Эти обстоятельства могут быть использованы в качестве аргументов для значительного торга за сумму контракта с производителем, полагает аналитик, несмотря на возможность отмены штрафов за просрочку ввода.

Коммерсант