Производители отопительных систем РФ опасаются сокращения объёмов выпуска из-за курса рубля
Из-за укрепления рубля российские производители отопительных систем стали проигрывать конкуренцию на внутреннем рынке компаниям из Китая и Турции, чья продукция обходится на 18-22% дешевле. Локальные компании, ссылаясь на рост себестоимости, утверждают, что у них почти нет возможностей для ценового манёвра, передал «Коммерсант» 5 сентября. Эксперты, впрочем, уверены в обратном: импортные комплектующие тоже подешевели из-за курсовых колебаний. Застройщики рассчитывают, что ситуация приведёт к росту доступности отопительных систем. Однако более половины производителей предупреждают, что при сохранении текущей конъюнктуры им придется сократить объёмы выпуска.
В распоряжении газеты оказались результаты опроса Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС), в котором приняли участие 23 крупных производителя такого оборудования. Согласно документу, 57% компаний опасаются, что им придется сокращать объёмы производства из-за удешевления импортного отопительного оборудования на фоне укрепления курса рубля. Ещё 14,4% опрошенных заявили, что ценовая конкуренция вынудит их оптимизировать затраты за счёт качества. Только 28,6% участников опроса считают, что удешевление импорта не отразится на деятельности компании.
По данным ЕВРАРОС, импортные радиаторы, в том числе из Китая и Турции, из-за падения курса доллара стали дешевле в рублях примерно на 18-22% по сравнению с концом 2021 года, в то время как цены на российскую продукцию не изменились. Гендиректор Ruterm (производитель панельных радиаторов) Владимир Чефранов говорит, что локальные компании не могут снизить цены, в частности, из-за дороговизны металлопроката, один из видов которого в России стоит $961 за тонну, а в Турции – $745 за тонну. «Из-за крепкого рубля российская продукция оказывается неконкурентоспособной», – подчёркивает собеседник на рынке.
Некоторые игроки уже столкнулись с сокращением объёмов продаж. Коммерческий директор «Терминус» (производитель полотенцесушителей) Марат Закеров отмечает, что по сравнению с 2021 годом продажи компании сократились. Однако он надеется, что к концу 2022 года разрыв показателей будет минимальным.
«Чрезмерное укрепление рубля и вызванное этим снижение конкурентоспособности продукции производителей РФ на внутреннем рынке могут привести к сокращению объёмов производства», – предупреждает председатель экспертного совета ЕВРАРОС Александр Маслов. Согласно результатам опроса ассоциации, 29% компаний ожидают, что им придётся на 20% снизить выпуск продукции, ещё 58% компаний ожидают сокращения производства на 15%. Кроме того, 42,8% респондентов допускают, что им придётся оптимизировать численность сотрудников в случае усиления конкурентного давления со стороны производителей из-за рубежа.
Стабилизация рынка производства систем отопления, по прогнозам Марата Закерова, произойдёт не ранее следующего года, а восстановление темпов роста – только в 2024 году. В то же время гендиректор ГК «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев отмечает, что российское отопительное оборудование состоит из импортных комплектующих, поэтому себестоимость производства, напротив, должна снизиться, а значит, есть предпосылки для роста рентабельности бизнеса российских производителей. Гендиректор АО «Реттиг Варме Рус» (производит радиаторы, конвекторы и др.) Сергей Коровин подтверждает, что за счёт снижения цен на материалы и увеличения доли локализации продукции себестоимость производства снизилась. Повышение доступности оборудования приведёт к росту конкуренции на рынке, что положительно скажется на обеспечении стройиндустрии отопительными системами, рассчитывает г-н Плиев.
Как отмечает источник издания на рынке, подрядчики госзаказов должны в первую очередь закупать оборудование российского производства, но многие это игнорируют, приобретая более дешёвые китайские радиаторы. Сами застройщики – в частности, ГК ФСК и «Гранель» – уверяют, что в основном закупают отопительные системы местных производителей. По словам инженера по теплоснабжению и вентиляции «БЭЛ Девелопмент» Максима Власова, приобретение импортного оборудования выгодно только при прямых закупках у производителей.