Лифшиц: «Ротек» не видит стабильного спроса для развития производства больших газовых турбин»

«Ротек» поддерживает планы властей по локализации в России компонентов энергооборудования, но полагает, что сейчас процесс идёт «с перегибами», заявил в интервью ПРАЙМу председатель совета директоров компании Михаил Лифшиц.

«В принципе, это (требования по локализации – ред.) абсолютно здоровое движение, с моей точки зрения. Другое дело, что местами оно с перегибами. Потому что, когда мы говорим про технологии, которые нужно либо вернуть, либо развить, это нормально. А когда локализация становится самоцелью – это элемент кампанейщины. У нас был ДПМ-1, у нас есть ДПМ-2, есть механизмы стимулирования. Понятно, что во многом это нам помогает. К примеру, завод каждый год разрабатывает по новой модели турбины. Звучат мнения, что турбина должна быть на 100% локализована. Хорошо, она на 100% локализована. Но литейная отрасль не в состоянии обеспечить её заготовками, спрос на них вырос в пять раз, а производителей всего два! Что тут же сделали металлурги? Правильно, умножили цену. А потом нам говорят, что мы должны быть конкурентоспособными. И получается, что отечественное литье нам обходится в два раза дороже того, что делают в Чехии или Китае. Поэтому, когда мы говорим про локализацию, нам нужно внимательнее относиться к содержательной части», – отметил г-н Лифшиц.

Отвечая на вопрос о наличии у «Ротека» планов по выпуску больших газовых турбин Михаил Лифшиц отметил, что «для того, чтобы идти в проект такой турбины, нужно видеть спрос на неё в количестве минимум 10 штук в год на 10 лет».

«Подобного спроса ещё никто не сформировал. Мало того, с глобальной точки зрения, у меня большие сомнения в долгосрочной перспективе больших газовых турбин вообще. В мегаполисах ограниченное количество таких машин действительно нужно. Но новый мировой тренд в энергетике – это децентрализация. А малые газовые турбины, авиационные двигатели будут формировать спрос очень долго. Поэтому мне интереснее делать комплектующие для них, как мы это делаем уже сейчас для турбин General Electric, Rolls-Royce, ГТД-110М и так далее», – заявил председатель совета директоров компании.

Комментируя уже представленную рынку турбину ГТД-110М (производством занимается консорциум во главе с «Ростехом») г-н Лифшиц заявил, что «это идеальная машина для большого газовоза».

«То есть, если мы берём танкер для перевозки сжиженного газа, то установка такой турбины позволит не иметь отдельных топливных баков, чем сильно отразится на размере судна. Но для станции, где продаётся не газ в танкере, а электричество по регулируемому тарифу, это решение неоднозначное. У этой турбины нет горизонтального разъёма, а значит осуществлять её сервис и ремонт в условиях станции практически невозможно. Как это отразится на цене, сказать сложно», – заявил глава совдира «Ротека».

Источник: ПРАЙМ, Переток