«РусГидро» опасается разрыва ДПМ ВИЭ по Барсучковской МГЭС из-за регламентной заминки
Договор о предоставлении мощности Барсучковской МГЭС «РусГидро» в Ставропольском крае может оказаться под угрозой расторжения из-за того, что комплексные испытания станции завершились несколькими часами позже закрытия реестра объёмов поставки мощности на декабрь, следует из материалов «Совета рынка», с которыми ознакомился «Интерфакс».
Дело в том, что комплексные испытания оборудования станции завершились в последний день ноября после 15:00 (мск), когда реестр предельных объёмов поставки мощности уже был передан коммерческому оператору. Такое опоздание, по сути, «сдвигает» на следующий месяц возможность включения объёмов мощности станции в этот реестр.
Для «РусГидро» такой перенос может стать драматическим, так как дата начала исполнения обязательств в отношении Барсучковской МГЭС по договору о предоставлении мощности была установлена 1 декабря 2018 года. Если же объём поставки мощности объекта в течение 25 месяцев с этой даты равен нулю, то договор о предоставлении мощности расторгается. Согласно материалам ассоциации, компания уже заплатила штрафы за просрочку ввода в объёме «порядка 94 млн рублей».
Чтобы договор с компанией не расторгли, «РусГидро» предложила внести изменения в рыночные регламенты, которые позволят учесть объёмы новой станции в реестре объёмов поставки мощности для проведения расчётов в декабре. Соответствующий вопрос предлагается рассмотреть на заседании наблюдательного совета «Совета рынка» (ближайший набсовет в декабре намечен на 23 декабря).
«Непринятие указанных изменений приведёт к расторжению ДПМ ВИЭ в отношении генерирующего объекта гидравлическая электростанция МГЭС Барсучковская (установленной мощностью в соответствии с ДПМ ВИЭ 5,04 МВт)», – отмечается в материалах ассоциации. Согласно проекту её решения, «Совет рынка» посчитал предлагаемые компанией изменения «целесообразными».
Как сообщили «Интерфаксу» в «РусГидро», Барсучковская МГЭС установленной мощностью 5,25 МВт была введена в эксплуатацию 30 ноября. «Станция с первого дня несёт заданную нагрузку и осуществляет выработку электроэнергии. ГЭС выработала 0,5 млн кВт/ч электроэнергии», – подчеркнули в компании. В «РусГидро» подтверждают, что испытания закончились к концу дня 30 ноября, и подчёркивают, что это «подтверждено соответствующим письмом «СО ЕЭС». «Считаем, что компания выполнила свои обязательства в срок», – отметили в «РусГидро».
Согласно обоснованию изменений, направленному в «Совет рынка» первым замгендиректора «РусГидро» Сергеем Кировым (с его текстом ознакомилось агентство), на сроки строительства Барсучковской МГЭС в этом году повлияла пандемия коронавируса. Гидротурбинное оборудование и маслонаполненные установки для станции изготовили венгерские компании. На фоне введённых пандемических ограничений часть работ проводилась в удалённом режиме при помощи консультаций зарубежных специалистов. Компания до последнего надеялась на въезд в Россию венгерского специалиста, но российская сторона согласовала это лишь 20 ноября, а затем возникли проблемы с оперативным оформлением визы. Кроме того, сложности были и у контрагента компании – «ВНИИР-Промэлектро», изготовителя и подрядчика по АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) и АИИСКУЭ (автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии).
«Производство работ было значительно осложнено выполнением монтажных и наладочных работ без присутствия иностранных конструкторов и шеф-инженеров», – отмечается в тексте обоснования необходимых «РусГидро» изменений. Всё это и привело к завершению испытаний лишь к концу ноября, следует из документа.
Инвесторы в возобновляемую энергетику неоднократно в этом году сообщали о проблемах, связанных с пандемией, и просили для себя возможности переносов вводов без штрафных санкций. Минэнерго в своей позиции настаивает на индивидуальном подходе и рассмотрении каждого подобного случая. Однако в целом ведомство готово пойти на отсрочку без штрафов. «Наша базовая конструкция сейчас по поводу возможной отсрочки и переноса срока, она значительно сдержанная. Мы думаем, по крайней мере пока, о периоде шесть месяцев», – говорил замглавы ведомства Павел Сниккарс.
На базе «Совета рынка» ранее рассматривались несколько конструкций отказа от штрафов. Помимо варианта инвесторов ВИЭ с отсрочкой без сокращения периода поставки мощности (на период действия ограничительных мер + один год), предлагалось также не менять «нормативку» и смотреть на ситуацию по каждому объекту индивидуально, отсрочить вводы до конца следующего года без продления выплат по ДПМ. Был и компромиссный – отсрочка вводов на срок до девяти месяцев с сокращением поставок по ДПМ, если задержка составит более трёх месяцев (ограничительных мер – ред.).
С предложенными инвесторами мерами об отсрочках были не согласны потребители, которые отмечали, что ограничения по COVID-19 коснулись всех отраслей промышленности и всех договорных обязательств. Позиция потребителей сводится к тому, что дополнительные меры при задержке проектов «необоснованны» и «избыточны», так как Гражданский кодекс РФ уже даёт механизмы для урегулирования ситуаций по неисполнению договоров, вроде судебных разбирательств.