«Росатом» просит отложить пуск блока на Ленинградской АЭС-2 на 2 месяца из-за коронавируса

На фоне пандемии коронавируса «Росатом» может задержать запуск второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 на два месяца, передал «Коммерсант» 18 мая. Причина – экстренный отъезд из России иностранных специалистов, монтирующих французские дизель-генераторы на станции. «Росатом» считает происшедшее форс-мажором и просит освободить его от штрафа за срыв обязательств по поставке мощности. Против отмены штрафа выступают промышленные потребители электроэнергии, оценивая его объём в 360 млн рублей.

Наблюдательный совет «Совета рынка» 25 мая рассмотрит вопрос сдвига сроков запуска второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2, мощность 1,2 ГВт) из-за форс-мажора, следует из повестки заседания совета (газета ознакомилась с документом). Начало поставки мощности предлагается перенести на два месяца, новая дата – 1 апреля 2021 года. Как пояснили в «Совете рынка», вопрос заявлен концерном «Росэнергоатом» (РЭА, входит в «Росатом», владеет российскими АЭС), эксперты регулятора изучают представленные документы.

Энергоблок ЛАЭС-2 строится по договору поставки мощности (ДПМ АЭС), за срывы сроков предусмотрены штрафные санкции. Однако из-за форс-мажора РЭА просит освободить компанию от уплаты неустойки за февраль и март 2021 года, следует из документа. Совокупный объём штрафа за два месяца – около 360 млн рублей, подсчитали в «Сообществе потребителей энергии».

Обстоятельства непреодолимой силы возникли в период с 15 марта по 30 апреля, отмечается в проекте протокола заседания. Форс-мажор произошел из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, пояснили в РЭА. На стройплощадке ЛАЭС-2 работали специалисты французской фирмы MAN, осуществлявшие шефмонтаж дизель-генераторов. В марте начали массово закрывать границы и отменять международные рейсы, в результате французские специалисты были вынуждены покинуть Россию и экстренно вернуться во Францию, говорят в РЭА.

Работы по монтажу установок были приостановлены, при этом монтаж дизель-генераторов – этап работ, предшествующий пусковым операциям на энергоблоке. В результате переговоров с французской стороной, а также организации максимально безопасных условий на стройплощадке, сводящих к минимуму возможность инфицирования специалистов, удалось организовать возвращение представителей компании MAN.

«С конца апреля работы по монтажу дизель-генераторов возобновились. Естественно, возникла задержка в реализации проекта около двух месяцев», – рассказывает представитель РЭА. Ситуация носит независящий от концерна характер форс-мажора, подчёркивают там.

Против освобождения РЭА от штрафов выступает бизнес. «Остается только сожалеть, что такой мощный технологический гигант, уже имея годовую отсрочку, вместо уплаты вполне посильных штрафов обращается за новой отсрочкой», – заявили в «Сообществе потребителей энергии». В Минэнерго не ответили на запрос.

Запуск второго энергоблока ЛАЭС-2 ранее уже был отложен на год (на февраль 2021 года) в рамках предусмотренного контрактом нештрафуемого периода, в результате чего РЭА потеряет один год оплаты по ДПМ. Перенести срок ввода предлагалось в том числе для сдерживания роста цен на электроэнергию выше инфляции. Стоимость второго энергоблока ЛАЭС-2, по данным издания, составляет около 103 млрд рублей, и перенос его ввода на год должен был снизить цену на мощность на 2,2% для потребителей европейской части РФ и Урала в 2020 году.

Коммерсант