За господдержкой на разработку ГТБМ пришли только «Силовые машины»
Как и ожидалось, «Силовые машины» Алексея Мордашова стали единственным участником конкурса на получение бюджетной субсидии правительства для разработки отечественной газовой турбины большой мощности (ГТБМ). Но, по данным «Коммерсанта», компания запросила из бюджета на 2019–2021 годы 5 млрд рублей вместо 7 млрд рублей, при этом оценка себестоимости проекта выросла до 17 млрд рублей. Всего компания рассчитывает поставить на рынок 16 машин мощностью 65 МВт и 26 – мощностью 170 МВт, что в целом, по мнению аналитиков, выглядит малореалистичным.
«Силмаш», в январе 2018 года попавший в чёрный список (SDN List) Минфина США, стал единственным участником конкурса на получение субсидии на разработку пилотных образцов российских ГТБМ. 24 октября Минпромторг завершил сбор заявок от машиностроителей. Бюджетом на 2019–2021 годы предусмотрено выделение 7 млрд рублей, разработчик должен предоставить ещё не менее половины от этой суммы (в проект бюджета на 2020-2022 годы, находящийся на рассмотрении Госдумы, заложены 4 млрд рублей: по 1 млрд в 2020-2021 годах и 2 млрд – в 2022 году – прим. «Перетока»).
Объём заявки «Силовых машин», по данным газеты, – 5,082 млрд рублей. Как поясняют собеседники, компания не стала претендовать на весь объём бюджетных ассигнований, поскольку не успела бы освоить их полностью. В Минпромторге сообщили, что протокол вскрытия будет опубликован в течение трёх дней после вскрытия заявок. В «Силовых машинах» подтвердили подачу заявки.
Изначально затраты на проект создания ГТБМ «Силовые машины» оценивали в 15 млрд рублей, но, как следует из бизнес-плана, приложенного к заявке компании, они выросли до 17,09 млрд рублей. Таким образом, до 12 млрд рублей компания должна будет профинансировать из собственных и заёмных средств. Из них 8 млрд рублей планируется привлечь через внутригрупповой заём от управляющей компании «Севергрупп» под 7% годовых.
Потенциально рынок ГТБМ в РФ по программе модернизации оценивается в 80 машин. Интерес к локализации в РФ проявляют немецкая Siemens (предполагается создание СП с «Газпром энергохолдингом» (ГЭХ) или самостоятельная локализация) и американская GE (СП с «Интер РАО»). «Силовые машины» ранее пытались ограничить доступ иностранцев к российскому рынку, а в бизнес-плане главным риском проекта по-прежнему называют «наличие сильных конкурентов мирового уровня» и их тесное сотрудничество с основными российскими заказчиками.
Всего «Силмаш» планирует поставить на российский рынок 16 ГТЭ-65 стоимостью около 27,4 млрд рублей и 26 турбин ГТЭ-170 – до 59,9 млрд рублей. По оценке компании, выручка от реализации проекта составит 133,3 млрд рублей, NPV – 0,49 млрд рублей, IRR – 15,5%, срок окупаемости – 15,2 года. Возможными клиентами компания считает ГЭХ, «Сибирскую генерирующую компанию», «Т Плюс», «Юнипро» и «Квадру». Потенциально в портфеле компании есть два проекта на поставку мощных ГТУ на Щекинскую ГРЭС и Нижнекамскую ТЭЦ «Татнефти».
С этими компаниями «Силмаш» подписал меморандумы о сотрудничестве. Но в холдинге признают, что обязательное требование по экспорту может стать проблемой для компании в силу санкций и отсутствия продукта до 2021 года. В среднесрочной перспективе компания видит только четыре экспортных проекта на замену ГТУ в Узбекистане, Молдавии и Сербии – всего 11 машин.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что по планам компании предполагается контрактация 15 турбин ГТЭ-170 до конца 2024 года. При этом источник такого спроса неясен, говорит эксперт, в уже разыгранных аукционах таких проектов нет (за исключением проектов Щекинской ГРЭС и «Татнефти»), и, если отбор правкомиссии на 2025 год не принесёт существенный рост спроса, без новой поддержки достичь такого объёма заказа будет затруднительно. Себестоимость производства ГТЭ-170 выглядит вполне конкурентоспособной – на уровне $180 за 1 кВт установленной мощности – и вполне может найти свой спрос внутри отбора по модернизации (на 2025 год прошёл по среднему ценнику $130 за 1 кВт). Но ГТЭ-65 с ценником $350 за 1 кВт выглядит малопроходной в текущих условиях программы модернизации, полагает г-н Скляр.